Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Примерное время чтения: 8 минут
228

Билеты с позолотой. Поездки на Питер и Белгород подорожают

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38. "АиФ-Тула" 17/09/2025
Алексей Мурат / АиФ в Туле

В конце ноября на маршруте Белгород — Санкт-Петербург и обратно появится второй двухэтажный поезд. Официальной перевозчик об этом не объявлял, но, судя по расписанию и схеме состава, в привычном одноэтажном исполнении 81-й скорый 19 ноября уйдёт на Белгород (через Москву и Тулу, разумеется) в последний раз. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

Экзотика уйдёт в прошлое

Этот поезд был примечателен по нескольким причинам. Во-первых, в его составе максимальное количество возможных типов вагонов — спальные (с двухместными купе), купейные, плацкартные и сидячие. Во-вторых, купейники (за исключением штабного) там несколько непривычные. Это более узкие вагоны с покатой крышей европейского габарита.

По известным причинам, на запад они не побежали, и были задействованы на внутренних маршрутах. Компоновка мест там привычная, четырёхместная. Вот только коридор более узкий, а дверь в купе — распашная. В самом купе есть возможность регулировки температуры воздуха в диапазоне +22-26С°, а под более широким столиком есть ещё и умывальник, а также маленький мусоросборник. Верхние полки там можно убрать в стену, а нижнюю — тоже поднять, сделав её спинкой дивана. А ещё это были первые вагоны с душем, причём, воспользоваться им в отличие от штабных вагонов других поездов (при наличии) можно совершенно бесплатно.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Для туляков он также примечателен скоростью, с которой преодолевает расстояние между Восточным вокзалом столицы и Московским Тулы — 2 часа 16 минут, и это рекордно быстро. Для тех, кому в 6 утра надо сесть в первопрестольной, чтобы к 9.00 поспеть на работу или по делам в Тулу — идеальный вариант. Да ещё и за такие деньги: менее 700 руб. при заблаговременной покупке билета. Это дешевле, чем ехать на обычной «собаке» 3,5 часа! Да и на белгородском направлении поезд оказался неплохой альтернативой дневным «ласточкам»: по времени разве что чуть дольше, а по цене — в полтора раза дешевле. Да ещё и спинку кресла откинуть можно, а народу в вагоне меньше.

Сколько-сколько?

Для пассажиров с детьми имеет значение возможность покупки на них льготного билета: от 5 до 10 лет — за треть цены, от 10 до 18 — за половину. И такая возможность есть при приезде в плацкарте. Но уже с 20 ноября этот поезд заменять на двухэтажный. Расписание сохранится, но с дешёвыми билетами придётся распрощаться: ни сидячих, ни плацкартных вагонов там уже не будет. Да, в двухэтажках (в отличие от одноэтажных купейников) льготы детям сохраняются. Но рассчитываются они от стоимости всё тех же плацкартных билетов. Но купейные ведь дороже! Поэтому и скидка будет уже меньше. Вот типичный пример: при поездке от Питера до Тулы на 81-м поезде в плацкарте 19 ноября за девятилетнего ребёнка вы заплатите символические 783 руб. 30 коп. Но уже на следующий день при покупке даже самого дешёвого верхнего места в купейной двухэтажке (ну, нет там плацкарта, вообще нет) с тем же номером и расписанием выложите уже 1 348 руб. 70 коп, то есть, почти в 2 (!) раза больше.

Душ там будет один на весь состав, и платный — 150 руб. Эргономика в двухэтажках — сильно на любителя — узко, тесно. Загруженность туалетов здесь выше, чем в обычных вагонах, а их конструкция порой провоцирует характерный запашок оттуда. Пассажиры верхний полок второго этажа по достоинству оценят скос, вынуждающий ложиться головой к двери, чтобы не удариться, забывшись.

Фото: АиФ в Туле/ Алексей Мурат

Кстати, ждёт «сюрприз» пассажиров и ещё одной двухэтажки, которая давно курсирует под № 29/30 между северной столицей через Тулу до Белгорода. С октября от неё отцепят сидячий вагон (не только дешёвую, но и довольно эргономичную, кстати), а в декабре сделают фирменной. Что это означает для пассажиров? Потеря сидячки — это, как и в случае с 81-м поездом, минус возможность доехать с комфортом по цене медленной электрички. А фирменность приведёт к удорожанию билетов на 25%. К примеру, если в конце ноября за верхнюю купейную полку там вам придётся выложить чуть более 2,5 тыс. руб., то в начале декабря — уже почти 3,2 тыс. Что же за это получит пассажир. Ну, как раз застеленную верхнюю полку, разовую зубную щётку, микроскопический тюбик пасты к ней и разовые же тапочки. Ах, да бортовой журнал ещё положат почитать. Всё!

Мнение эксперта

Железнодорожный блогер Кирилл Балберов: «С сидячими вагонами всё не очень хорошо на тех направлениях, где они могли бы быть востребованы, в том числе, между Москвой и Белгородом. Да, там есть дневные „ласточки“, но они зачастую переполнены, билетов на них явно не хватает, так почему бы не ставить сидячие вагоны в поезда дальнего следования? Но их, наоборот, убирают даже оттуда, где они до сих пор были. Вероятно, для эксплуатации на других направлениях».

Что же касается двухэтажных поездов, то их эксперт «Аргументов и Фактов в Туле» подверг серьёзной критике.

«Да, перевозчику выгоднее включить в состав поезда десять двухэтажных вагонов, чем тринадцать одноэтажных, пассажиров будет больше, прибыль выше. Качество обслуживания и условия проезда при этом страдают. Ведь проводник двухэтажки вынужден обслуживать гораздо больше пассажиров, там мало место для багажа, из-за чего сложно выполнить нормы его провоза. Если в купе придут четыре пассажира с максимальными габаритами багажа, его будет просто негде разместить. В купе двухэтажных поездов несовершенная система вентиляции, там может стать очень душно при полной загрузке купе. Ещё одна очевидная выгода для перевозчика — нерегулируемые тарифы на купейные билеты, в отличие от плацкарта, где их устанавливает государство. Поэтому в периоды массового спроса можно задирать цены на проезд в купе, не нарушая закон.

Возможность заработать больше лежит в основе решения перевести нефирменный поезд № 29 Санкт-Петербург — Белгород в статус фирменного. Выгоды для пассажиров спорны, а для пассажирской компании — очевидны».

P.S. Мы попросили руководство железнодорожной компании высказать свою точку зрения на проблемы пассажиров, возникающие с новым подходом к перевозкам. Ждём ответа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах