Стоимость фруктов и овощей неумолимо растёт, а качество падает. Почему так происходит, попробовал разобраться tula.aif.ru.
«Ты то, что ты ешь», — эту фразу Гиппократа очень любят вспоминать медики, когда речь заходит о пошатнувшемся здоровье пациентов. И добавляют: «...что пьёшь, чем дышишь». Про чем дышим, говорить сегодня не будем. Промышленный город со столбами выбросов в атмосферу видят практически все, статистику по онкозаболеваниям знают многие. А что едят жители региона в последнее время, рассказывают они сами.
«Деревянная трава»
«Персики, киви, яблоки, груши из торгового центра безвкусные. Запах слабый, вкус условный. Трава травой, — рассказывает Лариса Плотникова. — Через два дня персики и бананы начинают активно гнить».
Евгения Торопова говорит, что с ягодами такая же история. И не важно, где их купили — на развалах, где продукция имеет более быстрый оборот и большую цену, или в торговых сетях. Плесневеют буквально на второй день. А вид их в момент покупки самый что ни на есть аппетитный и свежий.
Ещё фруктовая беда — некоторые из них стали «деревянными». Не укусишь. Каменные груши, киви, сливы. И цены впечатляющие. Ещё недавно дешёвые бананы — больше 150 рублей. Картофель либо весь изрезан, либо зелёный, либо идёт пятнами, едва его приготовишь. При этом совсем не важно молодой он или старый и где продаётся. Цены на молодой в некоторых точках выше 150 рублей.
Алёна Волкова обращает внимание: «А на ценники посмотрите, там порой указано Египет-Китай-Турция. Вот и как понять, откуда тот или иной овощ или фрукт?»
Однако, по данным регионального Роспотребнадзора в этом году к ним поступили всего три обращения по плодоовощной продукции, не соответствующей требованиям по органолептическим показателям. Но утешиться этой цифрой не получается. Возможно, наш родной тульский потребитель не верит, что с этим можно справиться, оттого и не бежит жаловаться. Продукты же от этого лучше не становятся.
Что же происходит? Как рассказал продавец овощей и фруктов, назвавшийся Азизом, нарушены прежние линии поставок, порой продукцию везут «из далёкого далёка», потому спелые фрукты не актуальны, отправляют на продажу не дозревшие или не зрелые.
«А то, что вкус потеряли, так это спасибо производителям и их поставщикам удобрений, — говорит Азиз. — Все хотят вырастить и продать больше. Какой овощ-фрукт такую гонку выдержит?» И тут же добавляет: «И вы постойте, посмотрите, сколько и в каких объёмах берут сегодня наш товар. Если человек на три тысячи рублей фруктов взял, так его, стоящие в очереди, или люто ненавидят за эту возможность, или ему завидуют. Люди в возрасте поштучно покупают персики, груши, на клубнику стараются не смотреть. А что делать? Нам тоже зарабатывать надо».
Поняв, что расслабился и не о том говорит, Азиз переводит тему и уверяет, что всё равно в овощах-фруктах много витаминов. А вот с этим пассажем не первый год не согласны учёные. В частности, как сообщал веб-сайт Onet.pl со ссылкой на разные исследования, международная команда экспертов собрала генетические данные 725 культурных и дикорастущих сортов помидоров и создала так называемый пангеном («генетическую карту», содержащую сведения обо всех анализируемых сортах). Его генетический материал сравнили с геном популярного сорта одомашненного помидора. В домашнем помидоре недоставало почти пяти тысяч геномов, которыми обладает пангеном. А, вариант гена, отвечающий за неповторимый вкус томата, отсутствует у 90% его культивируемых сортов. Та же «болезнь» и у некоторых других фруктов.
Что с этим делать? Некоторые эксперты считают, что решение проблемы — в создании новых сортов: вкусных, устойчивых к пестицидам и быстро растущим. Пока не создали, так что стараемся более ответственно перед самими собой подходить к выбору продукции.
Нюхаем и вглядываемся
Не покупаем сомнительную продукцию. Нюхаем. Приятный, яркий запах говорит о качественном продукте. Слишком одинаковые по форме и размеру плоды, с блестящей кожурой должны насторожить. Скорее всего, они нашпигованы удобрениями и средствами обработки, долгое время сохраняющими товарный вид. Натуральные овощи и фрукты такими не бывают. Не берите, если на них есть следы гниения, мятости.
Покупая картофель, проткните ногтем кожуру. Хрустит? Значит, нет пестицидов. Морковь лучше приобретать менее яркую и небольшую. Большая частенько говорит о применяемых химических удобрениях.
В помидорах не должно быть белых прожилок, точек гниения.
Капусту без вредных удобрений отличают тонкие листья и ровная окраска. Тёмные пятна, то бишь грибок, селится на пестицидных листьях.
Если в огурце нет семян, значит они полны вредных веществ. Мягкие плоды тоже лучше не покупать.
В Туле началась продажа арбузов. Торговцы уверяют — заграничные, вызревшие. Имейте в виду: у недозрелых плодов — поверхность плода матовая, ребристость у плодоножки выраженная, усик неувядший. При ударе костяшкой пальца звук звонкий. Граница между съедобной частью и корой почти не заметна. Семена белого цвета, невызревшие.
Советы
- Не покупайте овощи и фрукты в местах несанкционированной торговли.
- В санкционированном месте на доступном месте должна быть информация о продавце (наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, режим работы, адрес юридический, фактический).
- Обращайте внимание на внешний вид продавца. Он должен строго соблюдать правила личной гигиены, носить соответствующую санитарную одежду (в том числе головной убор).
- Не покупайте овощи, фрукты, ягоды возле автомобильных трасс, возле крупных торговых центров и магазинов, на внутридомовых территориях, на детских площадках.
- У продавцов должны быть поверенные весы.
- При возникновении сомнений требуйте у продавца документы, подтверждающие качество и безопасность приобретаемых пищевых продуктов. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар. Все документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона
- Плодоовощная продукция в торговых сетях подлежит обязательной маркировке, подтверждающей происхождение товара, его соответствие действующим требованиям и нормам безопасности. Сведения должны наноситься на потребительскую упаковку либо на этикетку, или листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу. Маркировка любой пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать её сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Средние потребительские цены на фрукты и овощи в области за январь-апрель 2024 года (по данным ЕМИСС):