По данным опросов SuperJob, опасаясь резкого роста цен и проблем с поставками в условиях санкций, закупки «на будущее» в последние дни делал каждый четвертый туляк. 74% не покупали ничего впрок. Чаще всего респонденты объясняют это нежеланием поддаваться панике: «Ещё коронавирусную гречку не доели».
Закупать товары в кризисной ситуации больше всего свойственно людям старше 45 лет, видимо, сказывается опыт прошлых лет.
«Ещё коронавирусную гречку не доели», - говорят те, кто не закупается впрок и не хочет поддаваться панике.
Бакалея и товары личное гигиены
Что закупают впрок? Опрошенные могли указать несколько вариантов. Крупы, макароны, масло, сахар, соль, чай, кофе, муку и другую бакалею купили 44% опрошенных. Бытовой химией запаслись 15%, предметами личной гигиены - 14%. Каждый десятый купил лекарства. В том, что покупали «на всякий случай» всё подряд, признались 7% туляков. По 4% закупили консервы и товары для животных, 3% обновили одежду и обувь, по 2% сходили в магазин за электроникой и бытовой техникой, автозапчастями и косметикой.
Кстати, скупать в панике всё подряд больше оказалось свойственно мужчинам. Дамы же чаще покупают бакалею, бытовую химию, предметы гигиены, лекарства и товары для животных. Тех, кто запасает автозапчасти и расходные материалы для авто, естественно, оказалось больше среди представителей сильного пола, а тех, кто сделал «заначку» косметики, всё же среди женщин.
Зубная паста не по зубам
«Не вижу ничего зазорного в том, чтобы имея возможность закупить бытовую химию, которая дорожает день ото дня впрок,- говорит Елена Поликарпова. – Я стираю исключительно жидким хозяйственным мылом, неделю назад в магазине приобрела восемь бутылок литровых по 82 руб., сегодня это же мыло стоит 179 руб. и уверена, что цена не конечная. Также купила несколько бутылок средства для мытья посуды, которое за неделю подорожало на 69 руб. Срок годности позволяет, а вот зарплата, которая остаётся на том же уровне - нет. Дальше просто перейду на соду, которая, к слову тоже не стоит в цене на месте. В общем, на первое время кое-какие запасы сделала, а там уже будем смотреть, может, придётся возвращаться к чистке зубов обычным советским порошком. Потому что паста скоро точно будет не по зубам. Сейчас в магазин хожу скорее как на экскурсию, покупаю только самое, самое, с мяса перешла на субпродукты, они хоть чуть-чуть подешевле».
«Моё хобби – рыбалка, благо всё же сообразил и успел приобрести, то, что мне было нужно по нормальным ценам, - говорит Алексей Метлин. – Сейчас я бы ни то, что ни стал покупать, а просто бы не смог. Банальные коробки из пластика для крючков и прочей мелочи подорожали в среднем на 100 руб. А удилище аж на 2500 руб. А что говорить про инструменты. Даже молоток, который я покупал для дома две недели назад за 456 руб., сейчас перевалил за 900 руб. И это наш производитель. Про импортные вещи я вообще не говорю. Тут никакой зарплаты не хватит, ну если только она около 100 тыс. руб. По мне так лучше впрок, потому что дальше только неизвестность».
Кстати, министерством промышленности и торговли Тульской области на ежедневной основе проводит мониторинг розничных цен. Оперативно отслеживаются цены на социально значимые товары первой необходимости, включая туалетную бумагу, женские гигиенические прокладки, шампунь, мыло. Однако согласно законодательству розничные цены государственному регулированию не подлежат. Хозсубъкты, которые осуществляют торговую деятельность, самостоятельно определяют цены на продаваемые ими товары.
Насколько и что подорожало*?
- Мыло хозяйственное, 200 г - 22,05%
- Мыло туалетное, 200 г - 9,60%
- Порошок стиральный, кг - 8,69%
- Шампунь, 250 мл - 3,16%
- Паста зубная,100 мл - 14,02%
- Щётка зубная, шт. - 8,82%
- Бумага туалетная, рулон - 11,97%
- Прокладки женские, гигиенические, 10 шт. - 13,53%
- Подгузники детские, бумажные, 10 шт. - 8,75%
*По результатам мониторинга Туластата за месяц с 25 марта к 25 февралю.
Комментарий
Кандидат экономических наук, доцент РУТ (МИИТ) Дмитрий Преображенский: Россия производит достаточно продуктов питания, чтобы в течение года обеспечить жителей всем необходимым и не допустить серьёзного повышения цен. Страна полностью обеспечивает себя растительным маслом, мясом, рыбой, зерном, в основном отечественными являются овощи, картофель и молоко. Развитие ситуации с товарами, произведенными не в России, предугадать невозможно из-за постоянно наращиваемого санкционного давления. По непродовольственным товарам ситуация нестабильная, цены на них будут расти, но размеры роста также невозможно предсказать.