В январе к поисковикам отряда «Лиза Алерт» обратились родители пяти пропавших подростков. Всех нашли. Все живы. Но так бывает не всегда.
Сами с усами
В прошлом году поисковики-спасатели разыскивали почти 90 несовершеннолетних. Двух обнаружили погибшими. Остальных – живыми.
В большинстве случаев подростки объясняют «побег» семейными конфликтами. В условиях дистанционного обучения детей, работы на удалёнке взрослых, ограничительных мер из-за коронавируса, они усиливаются. Хотя структура конфликтов примерно одинаковая, что пять, что десять лет назад.
Сбегают чаще всего дети от 10 до 13 лет. Они более склонны к импульсивному и бурному проявлению эмоций.
«Мне было 17 лет, я хотела проводить время с друзьями, но родители ограничивали время. Как-то за опоздание объявили мне наказание – месяц дома. И я сбежала, - рассказывает Юлия Семёнова. – Я и не думала, как будут переживать родные, сколько боли я причинила. Сколько человек кинется на мои поиски. Я просто доказывала своё право жить, как хочу. Я ж уже не ребёнок».
А вот трагедию в Бородинском до сих пор с содроганием вспоминают жители посёлка. Тело пропавшей 13-летней Юлии нашли в лесу. С тех пор к поискам несовершеннолетних подключаются не только полицейские и волонтеры-поисковики, но и сотрудники следственного комитета.
В некоторых случаях в отношении пропавших подростков совершались противоправные действия, какие именно, пока тайна следствия.
Помогите им
«В силу возраста и физиологических изменений подросток не всегда может справиться с колебаниями настроения, со стрессом. Зачастую он воспринимает даже не сложную ситуацию, как неразрешимую, - говорит врач-психиатр, заместитель главного врача по поликлинической работе «Тульской областной клинической психиатрической больницы № 1 им. Н.П. Каменева» Елена Кузнецова. - Наиболее распространённые причины стрессов: сложная обстановка в семье, постоянные ссоры, появление в семье нового члена, например, отчима или мачехи. Рождение брата или сестры, сложные отношения в коллективе сверстников - буллинг. Развод родителей, попытка привлечь внимание к какой-либо проблеме, чрезмерная опека или вседозволенность. Придирки и критика, страх наказания за проступок, желание острых ощущений, любопытство, скука, психологические или психические отклонения».
Специалисты советуют выбрать демократический стиль воспитания, отказаться от авторитарности.
Врач советует родителям внимательнее относиться к детям. Это предотвратит многие беды: увлечение наркотиками, алкоголем. И, конечно, снизит вероятность «побега».
Если подросток замкнулся, стал агрессивным, иначе ведёт себя, снижается круг его интересов. Это уже серьёзный звонок. Как и брошенное сгоряча родителям что-то типа «лучше бы меня не было», «уйду от вас». Ребёнок может жаловаться на проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, учебные трудности. - Это кризисный период, переход от детства к взрослости, - уточняет Елена Кузнецова. - Поэтому для него важно общение со сверстниками. У него формируется чувство взрослости, потребность принадлежать к группе сверстников, общие интересы, копирование поведения важных членов группы. В этом возрасте формируется Я-идентичность, то есть попытка понять: какой я, в чём моя индивидуальность. Со стороны ребёнка возможны реакции протеста, как способ отстоять свою индивидуальность, например, в ситуации давления или чрезмерного контроля. Так что родителям надо набраться терпения и мудрости.
Специалисты советуют выбрать демократический стиль воспитания, отказаться от авторитарности. Уважать личность подростка, его мнение, учиться слушать и слышать своего ребёнка, признавать свои ошибки. Воспринимать подростка как равноправного члена семьи, поддерживать и приободрять. Давать понять, что любая проблема имеет решение. А он всегда может попросить помощи у родителей.
И, если уж чадо сбежало, то после того, как его найдут (дай бог целым и невредимым) надо осторожно объяснить ему: импульсивное поведение в виде побега из дома помогает избежать трудностей, но не разрешить их.
«Говорите с ним и о своих чувствах, не обвиняйте его, дайте понять, что вы на его стороне. Предложите помощь в разрешении ситуации, толкнувшей на побег, - говорит врач. – Помогите подростку найти здоровые способы управления эмоциональным состоянием. С этим можно справиться, убедив его рассказывать, что он чувствует, а также отправив его в секцию, где он сможет «сбрасывать напряжение». Ну, и при необходимости, стоит обратиться к психологу».
Мнение учителя
Татьяна Ихер, учитель биологии и экологии, руководитель научного общества учащихся «Поиск» «Пришненской средней школы № 27» Щекинского района: Детки бегут, когда к неудовлетворенность жизнью достигает пика и хочется обрести свободу. У подростка уже не хватает сил противостоять физическому либо моральному насилию, семейным скандалам и унижениям, насмешкам и издевательствам. Выводят из себя гиперопека либо наоборот отсутствие внимания родителей к жизненным для ребёнка проблемам. Поэтому очень важно учителю вовремя заметить ухудшение морального самочувствия учащегося, смену его настроения, снижения успеваемости.
Хороший учитель нередко становится другом подростка, и тот доверяет ему сокровенные мысли и суждения, делится горем и радостью. Ребятам надо предоставить свободу в высказывании мыслей, помогать в делах, как школьных, так и за порогом школы. Это благотворно влияет на его социализацию.
За последние 10 лет наши ученики не убегали из дома. Школьная жизнь насыщенна настолько, что скучать и думать о побегах некогда, да и не хочется.