Всего за сутки, с 21 по 22 сентября, десять жителей Тульской области лишились 2,1 млн руб., отдав их аферистам. Это были люди от 20 до 78 лет. Половину потерпевших обманули телефонные мошенники, представлявшиеся «сотрудниками банка» и «правоохранителями». Существует ли на самом деле «безопасный счет» и как операторы в банках реагируют на попытки снять большие суммы денег? Журналист tula.aif.ru Олеся Степанова отправилась в один из городских банков, чтобы забрать миллион рублей. И вот что из этого вышло.
На живца
Для начала нужно набрать искомую сумму — скинулись деньгами, подключили друзей. В итоге на счету - миллион рублей. В течение трёх дней перевожу по 50 тысяч по разным телефонным номерам участников эксперимента. Пытаюсь нестандартностью ситуации вызвать подозрения банкиров. Мне перезванивают из банка, уточняя, точно ли именно я делаю перевод. Избавившись таким образом от 250 тысяч рублей, иду в банковское отделение.
Милая, улыбчивая оператор лет 50-ти, берёт мои документы, всматривается в фото на паспорте и в моё лицо. Открывает мой счёт, бросая на меня доброжелательный и одновременно изучающий взгляд.
«Ваши несколько переводов по разным направлениям и желание снять все деньги, положенные три дня назад, говорят, что у вас что-то случилось...» — отмечает, как бы мимоходом.
— Нет. Мне просто резко оказались нужны эти деньги.
— Возможно, мы не сможем вам сегодня всю сумму отдать. Придёте завтра?
— Они мне нужны прямо сейчас.
— А в последнее время вам не звонили полицейские, сотрудники ФСБ?
— С какой стати им мне звонить?
— А кредит вам никто не предлагал взять или срочно купить что-то дорогое?
— Нет.
Она опять смотрит на меня доброжелательно-внимательно и, расслабившись, говорит:
— У нас столько случаев мошенничества, что мы вынужденно стали психологами. Несколько минут и понимаем, с кем говорим. Не так давно приходит девушка. Нужен кредит в 300 тысяч. Всё время с телефоном, отвечает скупо: «Хорошо. Да». Рассказывает, что я готовлю её документы.
Спрашиваю: «С кем вы всё время говорите? Может, вами манипулируют?». Она мне отвечает несколько агрессивно: «Со своим парнем разговариваю». Вижу — врёт. За 10 минут «парень» раз пять позвонил. Убедила её взять пока кредит на 70 тысяч, а позже оформить на 230 тысяч. На завтра приходит на нервах. Говорит: «Спасибо, оказалось, мошенникам деньги перевела. Что теперь делать?» Выплачивать кредит и радоваться, что не 300 тысяч.
Другую клиентку уговорить не удалось. Через пару дней пришла убитая. Спрашиваю: "Почему мне не поверили?".
«Меня предупредили по телефону, что вы — мошенница. У вас тут преступная группа создана, которую пытаются на живца поймать. А я наживка».
Купить машину ночью
Меня отправляют в кассу.
«Что будем делать?» — кассир так же доброжелательно-внимательно ко мне присматривается и расспрашивает про звонки из ФСБ, полиции и т.д.
Через минуту пристальный интерес пропадает и на вопрос, а вдруг я мошенникам деньги перевожу, звучит уже знакомое: «Мы давно стали психологами. Видим людей».
Но автоматика меня "не видит", мне не доверяет и блокирует операцию.
— Ваши действия в последние дни кажутся системе подозрительными, - поясняет кассир.
После нескольких действий, предложенных кассиром, система меня-таки идентифицировала. Деньги выдают. А кассир, оценив мою любознательность, с нескрываемой гордостью говорит:
«На моём счету несколько спасённых миллионов. Когда в зале работаю, с разными вариантами сталкиваюсь. Кто-то приходит нервный, кто-то потерянный, кто-то словно не в себе и не очень понимает происходящее. Вот как-то сразу видишь: эти попадут в беду. Начинаю расспрашивать, на что нужны деньги. Одни твердят: «На личные нужды». Другие негодуют: «Какое вам дело? Это мои деньги!». Да никакого мне дела нет. Хоть снимите и выбросьте их на улице. Но ведь потом вернётесь и мне вас будет жалко.
Как-то минут 30 уговаривали женщину не снимать большую сумму. Утром приходит с сыном. Молчит смущенно, а сын кричит: «Вы что, не видели, не понимали, что её мошенники ведут?». Хорошо, у нас видеокамеры установлены. Показали ему, как и сколько времени тщетно пытались спасти их деньги.
Другая собралась 300 тысяч снять. Говорит, сегодня уникальное лекарство стоит 300 тысяч, а завтра, сказали, будет стоить 500 тысяч.
Дошло до того, что она вскипела: «Да отдайте же мои деньги!». Мы вчетвером уговорили её показать нам свой телефон. А там смс, звонки, сообщения в вацапе от мошенников. Они её убеждают, водят за нос, ведут в банк, контролируют каждый шаг. Вызвали полицию. Спасли женщину от нервного срыва и безденежья.
Ещё одна под закрытие банка пришла оформлять кредит на «покупку машины». Аккуратно расспрашиваем, где ночью её покупать собралась, в каком салоне, у кого... Нестыковка за нестыковкой. В какой-то момент она словно очнулась: «Боже мой! Мне просто сказали вам так говорить, а деньги надо отправить на банковский безопасный счёт, чтобы мошенники до него не добрались». Большим открытием для неё стало известие, что в банках нет специального «безопасного счёта», куда выводятся деньги клиентов. Зато есть у мошенников, где деньги доверчивых, наивных и загипнотизированных благополучно пропадают.
А что касается тех, кто взял большой кредит, а отдавать нечем, им можно только посочувствовать. Если «очнутся» ещё в банковском отделении, не выходя на улицу, можно отменить операцию, а вышли за порог — всё.