Какие льготы есть сегодня у почетного донора и кто точно знает свою группу крови, рассказывает заместитель главврача Тульской областной станции переливания крови Николай Поликанов.
Наш донор
- Николай Сергеевич, хватает ли донорской крови в регионе?
- Острой необходимости в донорах нет, станция вполне обеспечивает потребности больниц. Однако, срок годности компонентов крови – 30 суток. Так что нехватки крови нет, а есть необходимость постоянного обновления банка доноров. У нас есть такие понятия как первичный и активный донор. Первичный – это человек, который пришёл однажды и потом может прийти или не прийти. После того, как человек побывал у нас трижды, он переводится в разряд активных доноров. Это надёжный, проверенный человек. Мы можем ему позвонить и пригласить, если нам необходима дополнительная кровь. С такими людьми проще и комфортнее работать.
Кроме того, в нашем регионе около 12 тысяч Почётных доноров, включая тех, кто получил этот нагрудный знак ещё во времена Советского Союза. Для них существуют льготы: получение санаторно-курортной путёвки, единовременной выплаты по итогам каждого года в размере порядка 12 тысяч рублей, внеочередное медицинское обеспечение.
- А в каком возрасте больше активных доноров?
- От 25 до 40 лет. После этого возраст уже откладывает отпечаток, проявляются болезни, да и забот обычно у людей становится больше. Люди среднего возраста более устойчивы к стрессам, заболеваниям, экологии. Молодёжь к тому же более мобильна.
- Не раз сталкивалась с тем, что люди даже не знают свою группу крови…
- Мне думается, что в образованном обществе люди должны это знать. Но в силу того, что многие не сталкивают с проблемами здоровья, их до поры до времени не волнует, какая группа крови у них или их родственников.
А есть категории граждан, которые в силу своей профессии группу крови знать обязаны: работники силовых структур, военные.
При этом, даже если у военного стоит отметка о группе крови, в случае необходимости переливания, проводится повторная проверка.
- Знаю, что при пониженном гемоглобине кровь сдавать нельзя, но этот показатель можно повысить. Есть ещё какие-то временные противопоказания?
- Таких очень много. Существует временный и постоянный отвод. К абсолютным противопоказаниям, при которых донором вы не станете никогда, относятся вич-инфекция, сифилис, вирусный гепатит, туберкулёз, паразитарные заболевания, болезни крови, психические заболевания, наркомания и пр. А вот если у вас недавно была операция или вы сделали татуировку, употребляли алкоголь или контактировали с больными гепатитом, то придётся подождать от шести месяцев до года, чтобы сдать кровь.
Как вернуть престиж?
- На тульскую медицину обратили внимания на федеральном уровне. Министра уволили. Почему снизилось качество медицинской помощи за последние годы?
- Как только начали вместо медицинского обеспечения говорить слово «обслуживание», так всё пошло под откос, потому что обслуживают в бане банщики, а врач обеспечивает медицинской помощью. Теперь авторитет медработников упал, все относятся к ним, как к обслуживающему персоналу.
А я помню те времена, когда врач считался уважаемым человеком. Чтобы кто-то мог себе позволить ругать врача или поднять на него руку – да что вы? После развала СССР у некоторых возникло чувство вседозволенности. Произошло серьёзное расслоение на богатых и бедных. Только богатыми у нас люди стали не от того, что они высоко образованы и квалифицированы в профессиональном плане, а наоборот. И вот, мягко говоря, не самые интеллигентные люди, начали себя считать хозяевами жизни. Ущемлёнными остались врачи и учителя, не сумевшие подстроится под новый формат отношений. Спустя годы, мы получили озлобленных учителей и врачей, недовольных пациентов и родителей, уничтожение авторитета этих профессий. Сейчас пытаются поднять их материальное состояние, но даже если это удатся сделать за пару лет, то авторитет медработников придётся восстанавливать десятилетиями.
Дооптимизировались
- Зачастую врачи в больницах хамят пациентам, у вас же на станции сотрудники всегда доброжелательны…
- У нас работают люди, которые много лет в системе здравоохранения и знакомы со спецификой работы. Не скажу, что все святые, что не случается каких-то проблем, просто мы стараемся решать их оперативно.
Во-первых, регистратура – это передовая линия. При встрече с работниками регистратуры у людей формируется образ обо всём медучреждении и вместе с тем здравоохранении в целом.
Вторая встреча – с врачом, специалистом – не менее важна. Медработники должны быть открыты, доброжелательны, отзывчивы. Люди приходят за помощью. А к нам же на станцию идут те, кто делает доброе дело - хочет помочь другим.
- Всё это красиво звучит, но на деле…
- Я не могу отвечать за всё здравоохранение, но в целом, к сожалению, тенденция грубого общения с пациентами есть. Возникло это из-за того, что в здравоохранении произошла оптимизация. Народ видит, что не хватает фельдшеров на скорых, терапевтов в кабинетах, узких специалистов.
Раньше в каждой деревеньке стояли фельдшерско-акушерские, медицинские пункты, амбулатории. Теперь этого нет. При оптимизации не учли один важный момент – психологический. Бабушка в деревне привыкла обращаться к знакомой медсестре, которая меряет ей давление и выписывает таблетки, и не понимает, почему теперь на склоне лет, ей надо ехать в райцентр. И сознание этой бабушки уже не поменять. Люди привыкли, что в деревни есть медпункт! Они привыкли, что есть, к кому обратиться.
Сегодня врачу некогда общаться, он за 12 минут должен осмотреть больного, поставить диагноз, выписать направления и рецепты, потому что за дверью очередь из 40 человек.
30 лет назад пациент приходил к доктору и знал, что ему помогут. Да и сами врачи чуть ли не с первого взгляда могли определить, что болит. Я никогда не забуду своих профессоров, которые меня учили. Они приходили к больному и обращались: «Так, голубчик, ну и как мы себя сегодня чувствуем? Вы сегодня ходили в туалет?» Кто сегодня о таком вообще спросит?