Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Аргументы и Факты
tula.aif.ru
16+
Тула
Примерное время чтения: 9 минут
336

Возвращение чудесного грузина. В Туле поставили спектакль о Сталине

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. "АиФ-Тула" 26/11/2025
Дарья Лунёва / Из личного архива

В Тульском академическом театре драмы премьера — музыкальная притча «Чудесный грузин» (16+). Зрителям обещают настоящий триллер где есть любовь, политика, коварство, шпионаж и контрабандисты. В канун премьеры мы пообщались с постановщиком этого спектакля Ренатой Сотириади и попросили рассказать о том, как шла подготовка. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

Все персонажи исторические

Сергей Гусев, «АиФ в Туле»: Рената, анонсы обещают, что зрители увидят известные события под новым углом. Это так?

Рената Сотириади: Это современная пьеса, очень интересная. Но сложная, потому что она рассказывает об исторической правде того времени. О молодом Иосифе Джугашвили, когда происходило его становление. Он ещё учился в семинарии, писал стихи. Действие происходит в Батуме, в 1902 году. Для кого-то это становление как революционера, для кого-то переход из юности, лирического периода жизни.

Рената Сотириади.
Рената Сотириади. Фото: Из личного архивa/ Дарья Лунёва

— То есть ключевое слово здесь больше «юность»?

— Молодость, да, юность. Становление человека, как личности, которого мы знаем под именем Сталина. Все персонажи в спектакле исторические, это очень важно. Может, некоторых зовут немного по-другому. Например, Канделаки звали Коция, а в нашем спектакле он Коста. Девушку, которая была влюблена в юного Сосо, звали Вера, у нас она Наташа. Губернатор Алексей Алексеевич Смагин тогда был губернатором округа, тоже историческое лицо. Но, конечно же, творческая фантазия, естественно, присутствует. И у автора пьесы она была, и у меня, как режиссёра, и у актёров.

— Ленин ещё у вас есть. Тоже фигура обсуждаемая. Какой он у вас?

— В нашей спектакле это такой персонаж, как памятник Владимиру Ильичу Ленину. Я прошу учесть зрителей, что это памятник, и в программке он обозначен как памятник.

Фото: Из личного архива/ Дарья Лунёва

— Интересно.

— Потому что начало пьесы происходит немножко как бы в будущем наших героев, в 1924 году. Когда уже Владимира Ильича Ленина не стало, и происходит знаменитый тринадцатый съезд партии, где Ленин уже запечатлён как памятник. Это тот самый съезд, когда Иосиф Виссарионович Сталин в первый раз попросил освободить его от должности генерального секретаря, где озвучили письмо Ленина, которое, как считается, было продиктовано им.

Этот факт не доказан, естественно — он ли диктовал письмо или нет. Но мы этот момент немножко показываем, тем самым давая публике возможность задуматься и задать вопросы себе. Может быть, покопаться в истории, послушать лекции уважаемых историков, академиков, которые писали на эту тему. Сравнить с тем художественным образом, который мы сделали благодаря Тульскому театру и актёрам.

Притча о справедливости

— Помимо известных персонажей, серьёзной темы, у вас в спектакле, однако же, песни и танцы. И вообще жанр обозначен как музыкальная притча.

— Мне кажется, песни, танцы — это такая вещь, которая даёт возможность молодым людям поразмышлять о нашей русской истории. О том, что в ней было интересного. Дело происходит в знаменитом Батуме, а Батум — это важный стратегический город Российской империи. Туда из Баку была построена Ротшильдами железная дорога, из Баку шла нефть, было много нефтеперерабатывающих заводов. Оттуда возили танкерами нефть по всему миру. Поэтому Батум — мощный портовый город. В то же время для крестьянской Грузии, Аджарии это уже практически столица; почти как Кутаиси. Это был очень многонациональный город. Вот здесь у нас и происходит действие. Ну, и потом национальность нашего главного героя тоже определяет многое в спектакле — действительно, и танцы, и национальные песни.

Фото: Из личного архива/ Дарья Лунёва

— Часто в таких случаях изображение национального акцента оказывается ближе к пародии. Как с этим в вашем спектакле?

— Есть такой момент, да. Потому что, конечно, артисту нужно время для того, чтобы присвоить себе органику какой-то национальности. Мы не стараемся кривляться и изображать грузин. У нас два актёра, которые играют главную роль. Это актёр тульской драмы Артём Стребляк и актёр из Москвы Матвей Сотириади. Они говорят с акцентом, потому что Иосиф Виссарионович всю жизнь говорил с акцентом. Он до десяти или одиннадцати лет не знал русского языка и выучил его специально, чтобы поступить в духовное училище, потому что туда не брали без знания русского языка. Уже потом, полюбив Россию и полюбив всё, что в ней, естественно, он говорил на русском, но говорил всё равно с акцентом. Мы акцент оставили вот именно Иосифу Джугашвили. Все остальные у нас говорят без акцента.

Фото: Из личного архива/ Дарья Лунёва

— Чем принципиально отличается этот спектакль от известного московского, который вы ставили в московском МХАТе имени Горького?

— Во-первых, у нас другие декорации, другие костюмы. Там звучала немножко другая музыка. И потом каждый раз артисты привносят что-то своё, поэтому я стараюсь не переносить свои спектакли в том виде, в котором они уже были. Семь лет назад было одно время, сейчас другое. Мне кажется, это важно, что люди об этом думают, есть дискуссия в обществе по поводу именно личности Иосифа Сталина. Наша страна развивается сейчас с колоссальной скоростью, и мы должны знать правду.

Фото: Из личного архива/ Дарья Лунёва

— Напомним также для зрителей, что это тот самый спектакль, в котором играла Ольга Бузова. В то время это был такой, можно сказать, провокационный ход.

— Оля Бузова замечательно играла шпионку Беллу Шанталь. Мне кажется, это было правильное решение руководства МХАТа. На тот момент общество вообще не было готово говорить о подобных темах, а через такой пиар-ход руководства театра, мне кажется, мы привлекли значительную долю молодой публики. Вы знаете, Оля трудяга, она замечательно работала. Всегда готова, знающая текст, мизансцены. Именно такие люди, которые трудятся для профессии, пробиваются в жизни. Она трудилась для того, чтобы выйти на знаменитую сцену, сыграть эту роль.

— А чем интересна вам эта тема сейчас? Казалось бы, современные люди отходят уже от интереса к революции.

— Мне не революция здесь интересна, хотя это краеугольный камень в истории нашей страны. В спектакле мне интересно, почему молодой человек, закончив духовную семинарию, поэт, и очень хороший поэт, загорелся вот этой идеей справедливости. Потому что мы, православные люди, мне кажется, понимаем, что в этом мире, в царстве земном, нет справедливости. Справедливость — она со Христом в вечной жизни. В данном случае мне интересно почему ему доверяют, почему люди пошли за ним? Ведь социал-демократы нескольких человек присылали в Батум, но никому не удавалось сдвинуть вот эту сытую обстановку — с хлебом, с вином, с виноградом. Никто не мог сдвинуть, а он сдвинул. Он же ради чего-то это сделал? Зачем?

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах