9 февраля исполняется 240 лет со дня рождения поэта-новатора Василия Андреевича Жуковского, давшего, по словам Белинского, русской поэзии душу и сердце. Но еще больше поэт оставил своей малой родине. Об этом - в материале tula.aif.ru
Замки на песке
Василий Жуковский – незаконнорожденный сын белевского помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки, принявшей православие Сальхи, это сейчас всем известный факт. После крещения мама стала Елизаветой Дементьевной Турчаниновой, а крестным отцом ребенка был соседний помещик Андрей Жуковский, позже усыновивший своего крестника и подаривший ему свою фамилию. И сам названый отец, и его жена Марья Григорьевна заботились о приемном сыне как о родном.
Хотя, конечно, двусмысленность ситуации давила на всех. «Можно с достоверностью сказать, что в семье, пропитанной вековыми дворянскими традициями, положение безмолвной, кроткой пленной турчанки, занимавшей в доме лишь место экономки, было незавидным. Сын в семье Буниных пользовался большой любовью, был общим баловнем, но, несмотря на это, конечно не мог не замечать холодного, чисто начальнического отношения к его матери хозяйки дома, да вдобавок еще оскорбленной легкомыслием супруга, и должен был поэтому страдать за нее душою», – предполагал журналист «Тульских губернских ведомостей» в 1897 году.
Но мальчик действительно был всеобщим любимцем. Племянница и подруга детства Жуковского А. П. Зонтаг (Юшкова) так описывала Жуковского в его юные годы.
«Он был строен и ловок; большие карие глаза блистали умом из-под длинных черных ресниц; черные брови были как нарисованы на возвышенном челе; белое личико оживлялось свежим румянцем… улыбка его была приятна, выражение лица умно и добродушно; во взгляде заметна была, даже в детстве, какая-то мечтательность. Он был прекрасен, и никто не мог отказать ему в любви, при первой встрече. Таков он остался и в юности!»
Анна Петровна Зонтаг любила литературу. Это видно и по вышеприведенному короткому отрывку, где такой экзотический ныне знак, как точка с запятой, встречается чаще, чем в любой современной толстой книжке.
Сам же Жуковский относился к себе с некоторой самоиронией. В письме своему приятелю Дмитрию Блудову он писал как-то: «Что мне сказать вам о своей жизни: она течет, она убегает, она следует своим путем! Я – все тот же. Вечно возвожу замки на песке».
Как только появилась возможность, Василий Андреевич устроил в Белеве дом для своей матери. Его так и называли в Белеве – дом Жуковского. Он стоял на левом высоком берегу реки Оки, на углу Ершовской улицы и переулка, в будущем, Жуковского. Дом был деревянным, желтого цвета, в два этажа и на кирпичном фундаменте. На каждом этаже на улицу выходили по три окна, из которых среднее, наверху, полукруглое.
Из окон дома открывался великолепный вид. Внизу текла Ока, за которой на несколько верст расстилались поемные луга, пересекаемые высокой железнодорожной дамбой. За лугами виднелась деревня Кураково, а за ней, на возвышенности, лес. Направо из окна были видны на том же левом берегу Оки белый мужской Спасо-Преображенский монастырь, далее женский Крестовоздвиженский монастырь, за монастырями – часть города, утопающая в садах. За городом, совсем близко, виднелся лес родного села поэта Мишенского. За Окой, против Мишенского, на высокой горе красовалась деревенская церковь. Налево из окна была видна городская Казачья слобода, а далее, за Окой, на расстоянии нескольких верст, жабынская пустынь, за которой стоял сосновый бор.
Дом был построен в 1810 году. Но, к сожалению, этими красотами Елизавета Дементьевна любовалась недолго. Она умерла уже в следующем году.
Заокские красоты для будущего императора
После смерти матери Жуковского дом опустел. Только через 11 лет сюда временно были переведены уездный и земский суды с дворянской опекой. Затем дом Жуковского купил протоколист опеки г. Емельянов.
В 1837 г. Белев посетил совершавший путешествие по России наследник цесаревич Александр Николаевич, сопровождаемый своими учителем – поэтом Жуковским. Будущий император посетил и дом, который Жуковский покупал для мамы. Как гласило местное предание, стоя у полукруглого окна верхнего этажа, будущий император долго любовался открывавшимися оттуда заокскими видами.
В начале 70-х годов 19 века, по инициативе друга поэта, князя Вяземского министерство народного просвещения решило приобрести дом Жуковского у наследников г. Емельянова, открыв здесь в память о поэте училище. По подписке собрали по всей России семь тысяч рублей, из них 2 700 ушли на покупку дома. В мае 1871 года исправляющему должность директора народных училищ Тульской губернии было предложено составить подробный план училища, и заняться перестройкой; при том необходимом условии, чтобы фасад здания остался прежним. 12 декабря 1872 года здание было приспособлено для занятий.
Однако выяснилось, что две классные комнаты в 10,5 аршин длины и 6 с половиной ширины (примерно семь на четыре метра) – это слишком тесно. На пожертвования белевским уездными земским собранием и городом Белевом – каждый по 500 рублей, и собранные частью по подписке, частью от продажи сделанных учениками вещей, всего на сумму 2 601 рубль, начали строить новое здание.
В 1883 году, когда Россия праздновала столетний юбилей со дня рождения В. А. Жуковского, Белевская городская дума отчислила от городских доходов 2 500 рублей на нужды училища, предоставив право распорядиться ими по личному усмотрению бывшему почетному блюстителю училища белевскому купцу Г. И. Игнатову. Он добавил своих средств, и надстроил над новым каменным зданием училища второй этаж. Теперь на первом этаже были мастерские, на втором – два класса. В доме Жуковского Игнатов устроил квартиры для заведывающего училищем и двух преподавателей.
Кроме общих предметов в училище преподавались кузнечное, слесарное, токарное и столярное ремесла. Право поступления имел каждый мальчик восьми или девятилетнего возраста, к какому бы сословию он ни принадлежал. По статистике, наибольшее количество учеников было из мещан, наименьшее – из дворян.
В 1884 году Белевское уездное собрание постановило ежегодно отпускать 330 рублей на жалование учителю первого параллельного класса. А в следующем году в память покойного белевского представителя дворянства барона Ивана Черкасова отчислить из запасного земского капитала тысячу рублей в вечный вклад училищу – с тем, чтобы проценты с этого капитала ежегодно, в день смерти барона Черкасова, выдавались двум беднейшим ученикам, оканчивающим курс, преимущественно по слесарному ремеслу для обзаведения необходимым инструментом
В 1940 году в доме Жуковского открыли музей поэта. За короткое время работы его успели посетить полторы тысячи человек. Но дом Жуковского сгорел во время войны, а по некоторым версиям – даже до ее начала.
«Все отдаю музею в Белеве»
В 1910 году в Белеве открылся Музей учебно-наглядных пособий. Уже через год он стал земским научно-образовательным и художественным музеем. Основу его коллекции составили предметы, приобретенные земской Думой на проходивших в Белеве сельскохозяйственной выставке и выставке учебно-наглядных пособий. Первоначальная коллекция состояла всего из 994 предметов, стоимостью в 491 рубль 23 копейки. Председатель земской управы Ф. Е. Арбузов разослал по местной общественности циркулярное обращение с призывом принять посильное участие в создании культурно-образовательной базы родного уезда. Также земская управа обратилась в столичные музеи, высшие учебные заведения, к частным лицам с просьбой пожертвовать музею все, что имеет отношение к истории, природе и культуре Белевского края. Ко второму году дела музея настолько окрепли, что отведенных для него двух комнат уже было недостаточно, и музею отдали весь первый этаж земского дома из восьми комнат. В год его посещало по пять тысяч посетителей.
Первым попечителем музея стал давно живший в Германии сын Жуковского Павел Васильевич. Но в дело комплектования фондов включился с энтузиазмом. В августе 1912 года Павел Васильевич скончался, и в Белевскую уездную земскую управу от Веймарского нотариуса на немецком языке была получена копия с части его духовного завещания. В нем говорилось, что сын Жуковского завещает музею «все книги по истории искусства, произведения, папки, также все фотографии, гравюры и акварели, которые у меня были, нарисованные мной картины и архитектурные планы», то есть все, что пожелает отдать его племянник и душеприказчик граф А. Белевский.
Среди переданного музею были 33 портрета русских великих князей, царей и императоров, начиная с Владимира Святого и кончая императором Николаем I. Портреты были в виде медальонов полтора на полтора аршина (метр на метр), написанные масляными красками для мозаик галереи памятника императору Александру II в московском кремле и хранилась в русском музее императора Александра III, откуда по ходатайству, с высочайшего соизволения, они были возвращены ему для передачи в Белевский земский музей.
В том же году белевскому музею присвоили имя П. В. Жуковского, он стал именоваться Белевский земский научно-образовательный и художественный музей имени П. В. Жуковского. А его коллекция считалась одним из самых богатых провинциальных собраний чуть ли не во всей Европе.