aif.ru counter
53

«Творчество в ином». Организатор «Театрального дворика» об искусстве онлайн

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. "АиФ в Туле" 22/07/2020
Романов Кирилл / АиФ

Идейный вдохновитель и организатор фестиваля «Театральный дворик», ставшего визитной карточкой Тулы, директор Театрально-концертного центра Марина Мазанова заявила о невозможности существования искусства в режиме онлайн. 

«Неправильный» образ жизни

Олег Бондарь, tula.aif.ru: Марина Адольфовна, как оказались в театральной среде и с чем связан выбор профессии?

Мария Мазанова
Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Марина Мазанова: Одна моя тётушка работала заведующей литературной частью Государственного театра оперы и балета в Душанбе, другая – главным бухгалтером в Таджикском молодёжном театре. Естественным образом в круг общения нашей семьи всегда входили деятели культуры. А когда, уже будучи студенткой филфака, я решила подрабатывать, то по совету родных устроилась в театр оперы и балета, где выполняла обязанности помощника режиссёра на вечерних спектаклях. И, надо сказать, небезуспешно. Именно тогда я ощутила в себе организаторские способности, а самое главное – мне это стало нравиться. Но деятельность в том качестве продолжалась недолго. Мой папа, который был очень строгих правил, не разделил со мной увлечения театром и однажды, когда я вернулась домой после репетиции часов в одиннадцать вечера, сказал: «Марина, ты ведёшь неправильный образ жизни». После этого пришлось храм искусства покинуть. 

– Тем не менее, дорогу в театр вы не забыли? – Да, через какое-то время устроилась на подработку в другой театр «Душанбе – молодёжный». Там задерживаться допоздна на вечерних репетициях уже не приходилось, потому как трудилась завскладом. И подрабатывала не из-за финансовых проблем в семье, а просто считала, что в 15–17 лет себе на карманные расходы могу зарабатывать сама.

После развала Советского Союза в Таджикистане началась гражданская война. Причём не просто какие-то точечные боестолкновения, а самая настоящая. И все эти кошмарные вещи со стрельбой, бесчинствами и грабежами происходили непосредственно и во дворе нашего дома, который находился в центре Душанбе недалеко от правительственного здания. К тому времени я уже вышла замуж за театрального художника Сергея Мазанова, которого пригласили в Тульский театр юного зрителя, вот мы и переехали. Но о трудоустройстве в театре даже не думала. Тогда в 90-х, как и многие сограждане, была озадачена одним – как выживать. Я стала частным предпринимателем и ездила за границу в качестве челнока, а потом сбывала привезённый товар. И этот период в моей жизни оказался продолжительным.

Досье
Марина Мазанова. Родилась в Душанбе 14 июля 1965 года. Окончила факультет русской филологии Таджикского государственного университета им. В. И. Ленина, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Московский институт психотерапии и клинической психологии. Директор Тульского муниципального театра «Эрмитаж». С 2011 года организовывает и проводит международный фестиваль уличных театров «Театральный дворик». В 2016 году возглавила Театрально-концертный центр Тулы. Воспитала двух дочерей

И работа, и приключения

– А что заставило всё же вернуться к театру?

– Такой образ жизни меня мало устраивал, считала, что рождена для чего-то более возвышенного, чем таскание огромных баулов со шмотками. В это время в ТЮЗе некоторые молодые актёры решили объединиться в частную творческую группу и, зная мою предрасположенность к организаторству, муж предложил мне поучаствовать в её деятельности. Так мы создали коммерческое творческое объединение, стали ставить спектакли и ездить по стране на гастроли. К примеру, за одно лето мы объездили всё наше Черноморское побережье. Все были довольны, ведь в то непростое время у нас стали появляться деньги, к тому же всё благополучно сочеталось с отдыхом на море. Не могу сказать, что мы озолотились, но это был очень интересный опыт выживания не только в плане финансовом, но и творческом. 

– И вскоре после этого на вас посыпались приглашения из других театров?

– Да, слух о нашей предприимчивости быстро разлетелся по театральной Туле. Мне позвонил Виктор Шубников, бывший тогда художественным руководителем театра «У Толстовской заставы», и предложил стать у них администратором. Я согласилась и первое, что сделала, – организовала большие гастроли в Новороссийске, которые наряду с многочисленными творческими встречами прошли более чем успешно. Я уважительно отношусь ко всему, что в творческом плане происходит и происходило в тульских театрах, но без ложной скромности скажу, что тогда, в 90-х, наш гастрольный опыт воспринимался не иначе как архипередовой. Мы стали чуть ли не единственным театром в области, который провёл такую масштабную акцию с выездом в другой регион и привёз восторженные отзывы. Потом приглашение на работу поступило из Тульского театра кукол. Я приняла. Но когда с этим известием пришла к руководству своего театра, а потом и в управление культуры, меня попросили с решением повременить и вскоре предложили новую должность. Так я стала директором театра «У Толстовской заставы», который впоследствии реорганизован в театр «Эрмитаж».

О школе забыла навсегда

– А как же полученное образование? Почему не стали работать по специальности?

– Когда переехали в Тулу, я пыталась со своим дипломом устроиться на работу учителем русского языка и литературы. Но, получив вежливый отказ в нескольких школах подряд, поняла: молодым специалистам здесь не особо рады, по крайней мере так было в то время. Причём устраиваться пыталась не только в городские школы, но и в поселковые. Мне объясняли: штат укомплектован и своих специалистов хватает. Тогда думать про школу забыла раз и навсегда. 

– Всё ли сразу получалось в качестве директора театра?

– Не получалось и не получается по сей день. И это нормально, потому что возникающая неудовлетворённость в данном случае выполняет роль катализатора при движении вперёд. Но самое главное в другом – убедить окружающих, что мы на верном пути, а для достижения большой цели в будущем необходимо поступательно выполнять какие-то сопутствующие небольшие задачи и сейчас. Я приверженец стратегического планирования на дальнюю перспективу.

– В чём особенность руководимого вами Театрально-концертного центра?

– Идея открытого три года назад нового учреждения культуры – собрать под одной крышей профессиональные музыкальные и театральные коллективы Тулы. Но не все из них восприняли эту концепцию, мягко говоря, с энтузиазмом. Хотя преимущество центра налицо – сократив управленческий аппарат, мы смогли увеличить штат работников творческих, в результате появились новые форматы. К примеру, тот же театр «Эрмитаж», входящий в структуру центра, получил статус театра-лаборатории, где экспериментальная составляющая предоставляет для творчества новые возможности.

Поклялась, что сделаю это

– Ваше детище – фестиваль уличных театров «Театральный дворик». Как он создавался?

– Однажды нашему театру поручили к Дню города подготовить какое-то выступление на улице. Для меня это оказалось какой-то непонятной и сложной задачей. Что может делать театр на площади во время массового гулянья? Всё виденное до этого на подобных мероприятиях с участием других коллективов меня сильно удручало, и я считала наше присутствие там неуместным. Но, будучи поставленной перед фактом о неминуемости участия в празднике, стала искать какое-нибудь нестандартное решение. А узнав о существовании в Архангельске фестиваля уличных театров, решила примерить этот формат на Тулу, но для начала уговорила управление культуры командировать меня в Архангельск, где как раз в те дни и проходил фестиваль. Увидев это действо воочию, я просто поклялась себе, что сделаю то же самое и в Туле. Но до Дня города оставалось совсем немного времени, и ничего масштабного сделать мы, конечно, не успели. Тем не менее, какое-никакое, а неожиданное карнавальное шествие мы всё же организовали. Так, пройдя тогда небольшой группой костюмированных актёров по проспекту Ленина, мы сделали как бы набросок будущего фестиваля уличных театров. Спасибо тогдашнему руководству управления культуры, которое поверило мне и поддержало эту идею. Конечно, сомнений было много, но желание внедрить какие-то новые формы победило. 

– В дальнейшем фестиваль разросся и стал международным. Тяжело было держать бразды правления?

– Да, масштаб «Театрального дворика» увеличивался с каждым годом. В итоге из трёхчасового действия превратился в грандиозный театральный праздник, который проходил уже в течение шести дней, и на нескольких площадках города одновременно. Конечно, управлять таким хозяйством стало непросто, особенно в финансовом плане. Ведь, помимо всего прочего, мы организовали настоящий «отдел расследования» – мониторили, где подобное происходит в мире, и приглашали коллективы из других стран. В результате тульский фестиваль вошёл в топ популярнейших событий и фестивалей России, как самый массовый и посещаемый. 

– Каково оно – творить в режиме онлайн, куда загнала всех пандемия? И творчество ли это?

– Я за профессиональный подход. Продвижением в интернете должны заниматься специально обученные маркетингу люди. А то, что во время карантина мы выкладывали на своих сайтах и в соцсетях, снимая спектакли, клипы и читая стихи, ни в коем случае искусством назвать нельзя. Это был уровень домашнего видео, которое мы регулярно выкладывали в сети только с одной целью – сохранить контакт с аудиторией. И то, что наши творения набирали тысячи просмотров, ничего не означает в плане успеха. Это просто выход из положения, а настоящее творчество – в ином, более привычном для нас измерении.

– Значит вероятности, что театр уйдёт в онлайн и после карантина, нет?

– Потребность в живом общении не исчезнет никогда. По своей природе человек существо социальное, поэтому никакие сверхсовременные технологии не в состоянии заменить живое общение. А потребность людей в коллективном переживании эмоций остаётся, и останется актуальной всегда, поэтому об онлайн-театре не может быть и речи. И никакой онлайн-спектакль или концерт не заменит живого дыхания зала. 

– Марина Адольфовна, как бы вы сами себя охарактеризовали?

– По характеру – лидер. Как была ещё в школе председателем совета дружины, так, по сути, по внутреннему настрою и энергетике им и осталась. Мне всегда хочется что-то улучшать, приумножать. Ничего не делающей себя не помню. В любой ситуации сидеть сложа руки – не по мне. Для меня нет слова «нет». А решение любой задачи – это вопрос времени.

– В этом году у вас 55-летний юбилей. Обычно женщины скрывают свой возраст, а вы нет. Почему?

– Фраза «Мои года – моё богатство» для меня не пустой звук. Я действительно дорожу каждым прожитым днём. Считаю, что любой возраст – это достоинство и украшение человека. Другое дело, как люди себя видят в этом возрасте и как позиционируют. Я себя в свои 55 чувствую уютно и горжусь полученным жизненным опытом.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах