В академическом театре драмы — премьера новой комедии по пьесе английского короля юмора Рэя Куни «Папа в паутине».
Простое решение
В Англии Смитов – всё равно что в Бразилии донов Педро, а у нас Ивановых. Но есть две семьи, в которых Смит один и тот же. - Джон, таксист, и отец замечательного подростка, вступающего во взрослую жизнь. Он же – слабохарактерный двоеженец, который в своё время не смог отдать предпочтение одной из двух понравившихся ему женщин, и женился на обеих. На одной в церкви, с другой – гражданским браком. Так вот и живет, туда-сюда-обратно. К одной приезжает после ночной смены, к другой – после дневной. Хорошо, у таксиста всё равно жизнь на колесах.
Пьеса про женатого таксиста написана в 1983 году, а сам автор, бывший актёр, впервые вышел на сцену в сороковые годы прошлого века. Но он по-прежнему в форме, пишет новые пьесы, и сравнительно недавно взялся за продолжение одной из своих самых известных историй о двоеженце-таксисте. В ней уже имеются все атрибуты современной жизни – мобильные телефоны, интернет, посредством которого знакомятся молодые люди. При этом мастер всё тот же. Его фантазия по-прежнему крутит героями пьесы в невероятных комических ситуациях, и позволяет безболезненно из них выпутываться. Иначе, собственно, и комедия не комедия.
Идеальное попадание
Если исходить из первоначального замысла, то у тульского театра получилось почти идеальное попадание. Ведь по сюжету с момента предыдущих событий прошло шестнадцать лет, а в Туле женатого таксиста поставили немногим раньше – восемнадцать лет назад. И тем интереснее ситуация, что многие из участников спектакля, уже повзрослевшие, и сейчас играют те же роли. Так в первой части спектакля роль Барбары Смит исполняли Инна Медведева и Мария Попова. Они и сейчас получили интересный актёрский опыт вернуться к судьбе своей героини, и представить, какой она станет много лет спустя. Такая же возможность и у Инны Тарады, сыгравшей вторую жену таксиста Смита – Мэри. Только в новой версии она играет в паре с Еленой Берстневой.
Повзрослел и квартирант Смитов Стэнли Поуни в исполнении заслуженного артиста РФ Андрей Сидоренко. Но он всё такой же верный друг, готовый, пусть и под давлением, прикрывать до конца шашни своего приятеля Джона Смита. А вот исполнитель роли слишком женатого таксиста в предыдущей части Геннадий Вершинин теперь предстает в образе сумасбродного папаши Стэнли Поуни, который вроде бы уже пребывает в счастливом старческом восприятии жизни, но ещё вполне себе ходок. По меньшей мере, на словах.
В роли же хитроумного таксиста, разрывающегося между двумя семьями, Вячеслав Федотов. Это же очень непросто – шестнадцать лет жить так, чтобы никто ничего не заподозрил. У Куни даже есть ремарка в пьесе – нигде нет семейных фотографий. Вот и Федотову непросто – ведь вокруг героя крутятся все происходящие события. Он танцует, плавает, прикидывается больным или мертвым. В общем, не будучи ни шпионом, ни разведчиком, ведёт полноценную двойную жизнь.
Именно Смит и оказался в паутине, которую сплели его дети, познакомившиеся с помощью этой самой паутины, то есть интернета. Понятно, что теперь главная задача – ни в коем случае не допустить знакомства детей (Юлия Школьникова и Александр Халилеев). Это может привести к самым непредсказуемым последствиям.
Это первый случай, когда в тульском театре идёт продолжение какой-то истории. Если, конечно, не считать «Ромео и Джульетту», которая сравнительно недавно заканчивалась на тульской сцене пьесой Горина «Чума на оба ваших дома» о том, чтоб было дальше во всем известной истории о влюбленных. Или можно припомнить три версии истории о Левше – «Тульский секрет», «Тульский секрет-2» и замятинская «Блоха». Но вот чтобы так, с прежними актерами, полноценный сиквел, написанный тем же автором, – это впервые.
И в этом смысле перед постановщиком спектакля Дмитрием Красновым стояла непростая задача – сделать так, чтобы было интересно и понятно не только тем, кто видел предыдущий спектакль, но и тем, кто о нём не слышал. К тому же Куни – это ещё и очень динамичный автор. Вся его комедия положений основана на том, чтобы у зрителя было время только на то, чтобы, отсмеявшись над одной комичной ситуацией, тут же переключаться на другую. И спектакль действительно проходит в едином ритме, не выпуская зрителя из рук.
Все это в финале ещё и получает весьма счастливую развязку, которая, конечно же, даст надежду на лучшее всем тем, кто, так же, как и дон Педро, то есть Джон Смит никак не может решить, какая из женщин ему милей. Ну или предостережёт от этой скользкой дорожки тех, у кого так и не хватило смелости на неё вступить. Быть слишком женатым – удовольствие не для каждого.