В залах Тульского филиала Государственного исторического музея 1 июля развернулась подлинная симфония искусства и веры. Открылась выставка «Новодевичий монастырь: история и легенды» (6+). Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Временной поток
Сюда, словно на священный ритуал, прибыли иконы и реликвии из Новодевичьего монастыря.
«Эта выставка — это не просто возможность увидеть древние реликвии, это шанс прикоснуться к истории, ощутить её, — говорит митрополит Алексий, — каждая деталь, каждый цвет, каждая линия — это душа народа, стремящегося к свету и истине, воплощённая в великолепии иконописи».

Среди них — икона Богоматери Одигитрии XVII века, которая, подобно светилу, освещает путь к высокому мастерству и духовной глубине эпохи.
Водосвятная чаша 1581 года, вырезанная из металла с ювелирной точностью, шепчет о покаянии царя Ивана Грозного, а редкие иконы царевны Софьи Алексеевны и царя Алексея Михайловича словно уносят нас в мир, где переплетаются святость и страсть.

Зрители, переступив порог выставки, словно попадают в другой временной поток. В день открытия экспозиции залы музея едва вмещают всех желающих. Пробираться сквозь поток людей к каждому экспонату — непростая задача, а бдительные смотрители, вежливо, но настойчиво просят соблюдать дистанцию, оберегая произведения искусства от нежелательного контакта.
В центре экспозиции сияет икона Богоматери Одигитрии. Её небесно-голубой цвет, сливающийся с золотом ореола, словно приглашает прикоснуться к божественному.
«Она была частью иконостаса, созданного для царя Алексея Михайловича Романова», — рассказывает экскурсовод Александра Кабанова.
Посетители замирают в восхищении, когда экскурсовод подводит их к водосвятной чаше, созданной в 1581 году.
«Эта чаша — символ покаяния Ивана Грозного, — объясняет она, — оставленная в монастыре после трагической гибели его сына, царевича Ивана. В каждом изгибе этого шедевра скрыта боль и утрата, а виртуозное исполнение говорит о мастерстве ювелиров той эпохи».

Большая часть экспонатов, включая старинную чашу, искусно расшитую одежду и древние иконы, были надёжно защищены стеклянными витринами, словно подчеркивая их хрупкость и ценность. Лишь живописные полотна позволяли гостям насладиться непосредственной близостью к творчеству мастеров.
Посетители, словно путники во времени, проходят мимо исторических сокровищ, среди которых особенно выделяется портрет царевны Софьи Алексеевны Романовой, окружённой символами власти, которые ей не предназначались. Эти экспонаты, хранящие в себе дух своей эпохи, рассказывают о том, как даже в заточении можно сохранить величие и уважение.
Символ стойкости и силы
Портрет дочери Алексея Михайловича Софьи Алексеевны притягивает взгляды.
«Она была только регентом при малолетних царях — Петре и Иване, но её влияние было гораздо больше», — отмечает экскурсовод.

Её жизнь была полна противоречий и амбиций.
«Она действительно много сделала для Новодевичьего монастыря, — продолжает Александра Сергеевна. — Это не просто место, а крепость, которую она помогала строить и восстанавливать. Мы видим Смоленский собор — его облик стал символом её заботы и любви к этому месту. Софья вносила средства на восстановление монастыря, строила башни и соборы, она передала ему огромные владения».
Постепенно экскурсия переносит нас в эпоху, когда жизнь Софьи Алексеевны претерпела резкие изменения. Пришедший к власти Петр I заточил её в монастыре, заставив постричься в монахини. Так она приняла имя Сусанна, а позже вернула своё имя и стала символом стойкости и внутренней силы. В стенах монастыря, уважение к царевне было столь велико, что даже несмотря на её заточение, монахини и настоятельницы относились к ней с почтением.

Взгляды собравшихся устремляются к ряду редких икон XVII века, которые некогда украшали иконостасы царевны Софьи Алексеевны. Их яркие цвета и сложные композиции словно оживают на глазах зрителей.
«Каждая из этих икон — это не только зеркало эпохи, но и живое свидетельство о любви, страданиях и надеждах людей того времени», — отмечает митрополит Алексий.
Выставка «Новодевичий монастырь: история и легенды» в Туле
Выставка «Новодевичий монастырь: история и легенды» в Туле












