(обновлено )
Примерное время чтения: 6 минут
355

Сохраняя исконность. Почему в Туле говорят «тормозок» и кто носил понёву?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. "АиФ-Тула" 04/08/2021
Романов Кирилл / АиФ

Узнать об особенностях и традициях жителей региона, послушать лирические песни старины можно было на встрече с руководителем фольклорных ансамблей «Вереница» и «Сашенька» Юлией Бортулевой в тульском филиале Государственного Исторического музея.

Ненанетыш с тормозком

Можно жить в одной стране, говорить на русском языке и не понимать друг друга. Именно так произошло со мной, когда я переехала с юга в Тульскую область. «Девк, ты бознатьчто творишь! Взяла бы с собой тормозок и забот не знала», – сокрушалась моя сожительница по тесной комнате в рабочем общежитии, обращаясь ко мне.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Из всей этой тирады я смутно поняла, что делаю что-то не то, но что именно, большой вопрос. Вроде сказано на русском языке, но впечатление – марсианского говора. А причина в том, что девушка общалась на местном, ни с чем не сравнимом диалекте Тульской области. 

Потом мне, конечно, объяснили, что «бознатьчто» – это сокращённо «бог знает, что», а тормозок – это кушанье на обед, взятое с собой в дорогу. Я ещё долго изучала местный фольклор, как иностранный язык, чтобы понимать окружавших людей. Чего стоило, например, слово «ненанетыш». Оказывается, оно означало любимый маленький ребёнок. Коллизий было предостаточно, потому что фольклор, как сказал классик, – коллективное творчество народа конкретной местности. Это, своего рода, хрупкий сосуд, который сохранить сложно, но и бросить нельзя, потому что – история, национальная идентичность и кладезь знаний о самих себе.

Юлия Бортулева много лет старается сохранять этот сосуд, потому как понимает, что если мы оторвёмся от корней, то вряд ли удержимся на какой-либо почве.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Прививка фольклором

Как рассказала гостья, заниматься народным пением она начала ещё в щёкинской музыкальной школе. Детская прививка фольклором определила её дальнейшую судьбу. Сначала был Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского, потом Московский государственный институт культуры. Будучи дипломированным специалистом, Юлия начала преподавать народное пение на малой родине. Сейчас она постоянно ездит с этно-экспедициями по всему региону. Теперь её интересуют не только старинные песни, но и те самые народные словечки, традиционные костюмы, сохранившиеся в сундуках у старушек, и любая другая крупица исконного русского естества.

Уже почти никто не помнит, что «дежа» – это деревянная миска для замешивания теста, а «махотка» – глиняный кувшин для сквашивания молока. Даже у муравьёв здесь есть своё особое название – «комарИ». Благодаря Бортулевой слушатели узнали об этом.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Надела понёву – можно замуж

По её словам, наиболее изучены Белёвский, Чернский, Арсеньевский и Одоевский районы. Из последнего, например, фольклористка привезла подлинный понёвный комплекс женской одежды, который и продемонстрировала на встрече. Он включает несколько частей. Рубаху с косыми плечевыми швами покрывает тончайшая вышивка красно-чёрным узором. Цельнокроеную вещь носили девушки, а с отрезным низом – замужние женщины. Она заправляется в понёву – своего рода юбку, которая состоит из трёх полотен грубой домотканой материи. Существовало поверье, что если девушка надевала понёву, то к ней уже можно было свататься. Поверх понёвы повязывался передник, а поверх него – ещё и нагрудник – длинный фартук, от горловины до низа, который надевался через голову. Кстати, голову замужних женщин украшал специальный убор «сорока», а для девушек существовала повязка. Обязательным элементом одежды считался пояс. Его украшением занимались особенно тщательно.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Поляна» творчества

Чтобы мы окончательно не превратились в «иванов, не помнящих родства», Бортулёва старается связать старину и современность. Уже давно у неё зреет план создать собственную фольклорную школу для детей разного возраста, начиная чуть ли не с трёхлеток. Осенью задумка может осуществиться. Руководитель двух ансамблей будет учить детей не только народному пению. Ребятишки станут лепить из глины и расписывать свои поделки в стиле филимоновской игрушки, рисовать старинные орнаменты и вышивать их на ткани. 

Осенью стартует фольклорная школа для детей с 3-х лет.

«У современной молодёжи есть отклик на национальную культуру. Интересуется ею и интеллигенция, – резюмирует Юлия. – Обряды и традиции живы, если они получают продолжение в современниках. В этом году мы запускаем этнопроект «Поляна». Он проходит до 1 августа вблизи от «Ясной Поляны». Присоединиться к нам можно в любой день».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах