Весна во всём своём буйстве красок и ароматов — в зените. И пока мы наслаждаемся каждым первым распустившимся тюльпаном или одуванчиком, проваливаемся в черёмуховые облака или ждём лиловых свечек сирени, наблюдаем вишнёвый и яблоневый цвет, с рабочей инспекцией в большие и крохотные бутоны растений наведываются пчёлы.
Обитатели всех континентов земного шара, кроме Антарктики, эти насекомые появились на нашей планете вместе с динозаврами и первыми цветковыми растениями. Выжили, эволюционировали и сегодня дарят нам самую полезную сладость.

Премудрый Соломон в одной из притч говорит о пчеле так: «Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; её труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростию почтена» (Притч. VI, 8). Пчёлы — это не только мёд. Эти насекомые, собирая нектар, опыляют огромное количество сельскохозяйственных культур, обеспечивая каждый год нас и животных урожаем овощей, фруктов, зерна, поддерживая биоразнообразие растений и животных.
У пчелы есть свой праздник — всемирный, отмечается 20 мая. Почему же мы хотим рассказать о пчёлах и древнейшем промысле, который с ними связан, в конце апреля? Пчела, как и люди, — составляющая природы, а соответственно подчиняется годовому природному циклу, зависит от капризов погоды, как и каждое живое существо на планете. Пчела была во все времена и остаётся сегодня существом свободным, но служит человеку и одаривает его вкусными лакомствами, лекарствами и сырьём для разнообразных сфер жизни, если человек служит ей. Вот на расцвет весны и выпадало первое серьёзное служение пчеловодов, которое обеспечивало год и пчёлам в хозяйстве, и человеку. Узнаём в трудах этнографов XVIII — ХХ веков, как начинали сезон представители тульского медового промысла.
Покровители пчеловодства
«На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда» — такую тульскую поговорку опубликовал в своем труде «Сказания русского народа» середины XIX века тульский исследователь Иван Сахаров. Она стала иллюстрацией одной из местных примет. В ранние вёсны пчельники на Пудов день осматривали пасеки и вытаскивали ульи из омшаников. «Набожные поселяне иначе не принимаются за это дело, как по совершении молебствия святым Зосимы и Савватию» — писал известный этнограф.
Омшаник — это утеплённое помещение для зимовки пчёл, которое устраивают испокон веков на пасеках пчеловоды. Из-под крыши небольшого тёмного, прохладного, сухого укрытия (того самого «спуда») и из бездействия (в холода и при отсутствии растений-медоносов) хозяин извлекал ульи и готовил их к новому сезону.

Святой Пуд был апостолом, проповедовавшим христианство, одним из учеников и последователей святого Павла, принявшим мученическую смерть вместе с ним. Православная церковь празднует день его памяти 28 апреля, и эта дата из поговорки Ивана Сахарова являлась для наших пращуров опорной к началу весенней работы на пасеке.
Святые Зосима и Савватий — первопроходцы, создатели обители на Соловках и её покровители на все времена. По преданию, они привезли с Афона на остров пчёл и стали учить людей пчеловодству.
У составителя «Русского земледельческого календаря» Анны Некрыловой можно прочитать о народных обычаях, связанных с вывозом пчёл на пасеки в прошлые века. По её сведениям, это происходило именно в день памяти преподобного Зосимы — 30 апреля. Люди говорили: «Без Бога — ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья».
«По выставлении становят посреди пасеки стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу, — описывает обряд Анна Некрылова. — Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажжённою свечою, кропят её освященной водой. После этого над дверью, через которую вносят на пасеку ульи, вбивают кол и произносят: «Полети моя пчела на все четыре стороны за жёлтыми восками, за сладкими мёдами, приноси мёд в свои ульи...»

Приговор, записанный исследователем, был достаточно витиеватым, сопровождал не только установку ульев на пасеке, но и открытие леток в пчелиных домиках, через которые насекомые уходили на промысел и возвращались с нектаром. Пчелу в заговоре сравнивали с рыбой богачей — осетром, просили её «смиренно садиться в свои ульи», напившись «жёлтыми восками», плодиться, чтобы «в люди не ходила б и к себе чужую не пущала б».
История пчеловодства в регионе
История пчеловодства стара, как мир, и развивалась она вместе с человечеством. В древнем эпосе всех культур встречаются упоминания о пчёлах и их продуктах — мёде и воске. От случайных находок мёда диких пчёл человек перешёл к организованной добыче целебной сладости. Наблюдение за дикими пчёлами подсказало людям идею о создании в лесах искусственных жилищ для семей насекомых — бортей. От этого способа человек перешёл к колодному пчеловодству — мастерил неразборные ульи-колоды и дуплянки из дерева, глины и других материалов, их пасечник мог переносить на любое место. В наши дни процветает рамочное пчеловодство — добытчиков мёда держат в разборных деревянных домиках со съёмными рамками.

В «Топографическом описании Тульской губернии» Василия Левшина за 1803 год находим сведение об устройстве бортей. Известный фольклорист пишет: «С истреблением лесов кончилось и древнее российское, а паче в Тульской губернии бывшее пчеловодство бортевое, состоявшее в выдалбливании ульев в самых дубовых деревах, на высоте оных. В приуготовленные таковые в разных местах ульи отделяющиеся и бродящие рои садились и обживались сами собою. После сего соделавались они собственностию хозяина борти, который, не имев никакого, впрочем, за ними попечения, вынимает в своё время мёд и воск».
Василий Левшин отмечает, что до XIX века пчеловодством занимались больше жители северных уездов Тульской губернии. В новом столетии промысел расцвёл в южных округах, как в дворянских, так и в крестьянских хозяйствах. Самые крупные пасеки, по его данным, были организованы в Богородицкой округе.

«Очень много можно насчитать крестьянских дворов, имеющих у себя ульев по 300 и более, — отмечает в своём труде летописец тульской старины и приводит в доказательство данные по добыче продукта. — Что пчеловодство идёт исправно, доказывается ежегодным отпуском из сей губернии мёду, котораго за собственным расходом вывозится почти до 400 000 пуд».
Пасеки во времена Левшина ставили рядом с домами, в садах, в поле, в рощах и лесах. В южных округах хозяева вывозили ульи на отдалённые поля, особенно во время цветения гречихи — с неё пчелы производят лучший сбор.

Пчеловоды Куликова поля в прошлом
Исследователь Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» описывает более поздний период — конец XIX — начало XX века. Она рассказывает, что житель одной из деревень памятного места П.П. Зайцев поведал, что пчёл сюда завезли много веков назад, тайком, в долблёном посохе.
В каждом селении Куликова поля пчёл водили 1-2 хозяина, не более. Вплоть до середины XX века — «по-старому», в круглых ульях-колодах. Это выдолбленная из дерева труба с донышком и подъёмной крышкой, с прорезанным в середине маленьким летком для пчёл. Перед продажей мёда хозяин морил насекомых в колоде серой — такой способ медодобычи был довольно жестоким.

Помещики Куликова поля разводили пчёл в ульях. Были у них и омшаники для зимовки.
Семьи, державшие пчёл, считались богатыми. Мёд шёл как для собственного использования, так и на продажу. По сведениям этнографов музея-заповедника «Куликово поле», до революции в деревне Себино у зажиточного семейства Амелькиных было 250 дуплянок. Житель Малёвки, у которого семья держала пасеку в 80 ульев, рассказывал интересные факты об устройстве колод и своём способе медодобычи: «Ульи были далблёные из лазины, дуплянки... Рамок раньше не было, были кресты в дупле. А патом, када нада было убирать мёд, вырезалась эта всё, перетапливалось, суза (неочищенный от мёда воск) эта всплывала кверху... Из неё патом свечи делали».
Местный житель из Чебышей рассказывал, что летом пчеловоды для медосбора заказывали луга у колхоза — «штоб не косили там...». В Ростово старожил поведал, что во второй половине XX века колоды использовали уже не для содержания пчёл, а для ловли молодых роев.

Пасечники Куликова поля сегодня
Василий Левшин писал в 1803 году: «прибыль от пчеловодства очень велика и потому уже выгодна, что без многаго труда и иждивения приносит доход». Такое ли на самом деле это лёгкое занятие, узнаём у куликовских пасечников.
У хранителя этнографической коллекции в епифанском Музее купеческого быта Ольги Алексеевой богатый опыт пчеловодства. Семья держит пчёл около 50 лет. В наши дни на их пасеке — от 15 до 25 ульев в сезон.
Начинал заниматься пчёлами отец первого мужа, потом сам хозяин. После его смерти — Ольга несколько лет не давала делу погибнуть. В новом браке пасекой заведует муж, но помогает всё семейство.
«Вместе с работой и семьёй догляд был неидеальный. И погибали пчёлы, и рои не успевала снимать — делится Ольга, — Может, конечно, и мужчина, и женщина этим заниматься, но это очень трудная работа».
«Мы их на зиму не убираем, они несколько лет зимуют на улице, — рассказывает Ольга о том, как пережили холода их подопечные. — Зимы стали мягче, да и стоят пчёлы в таком месте, чтобы ветра не было. Морозы им не страшны, им страшны ветра, если ульи плохо сделаны, и мыши. Конечно, на зимовку сверху им кладём утеплительные подушки, чтобы улей не продувался, внизу прикрываем летки, чтобы мышь не пробралась».
Как наступает тепло, когда температура стоит градусов 10 или даже зимой при жарком солнце, — летки в ульях приоткрывают. Пчёлы чуют тепло, выходят и делают облёт, избавляясь от всего, что накопилось за зиму в их маленьких тельцах.
«В конце февраля смотришь, хватает ли им меда, — рассказывает Ольга о ежегодной жизненно важной пчеловодческой рутине. — Пчёлы зимуют в середине улья — создают своеобразный клуб. От центра улья к краям ставятся рамки с мёдом — самые полные к стенкам. Пчёлы сидят и питаются на одной рамке, потом переходят на другую. В зависимости от силы семьи — на нескольких. Если пчёлам хватает выработанного собственными телами и заботой человека тепла и пищи, матка начинает плодиться и появляется расплод — молодые пчёлы, которые, подрастая, вылетают вместе со старыми по весне на облёт. Если мёда пчелам не хватает, рамки подставляются дополнительно или применяются подкормки. Не сделаешь этого — пчелиная семья погибнет от голода».
Пчёл обязательно обрабатывают от варроатоза — клеща, который паразитирует на них. Желательно по весне пересадить семью в чистый улей. Старый обжигают горелкой, вычищают в нём подмор — убирают погибших пчёл со дна улья, чтобы было у них чисто и был хороший подход к летку.
«В таких случаях мы смотрим, где расплод уже вызрел, коричневым стал, туда подселяем семью без матки, — делится Ольга опытом. — Затем к этому рою переносим молодую матку — прикрепляем на новое место личинку, которая находится в восковом маточнике. Почуяв молодую матку, пчелы её обогреют и выкормят маточным молочком».
На вопрос, легко ли достается человеку мёд, Ольга подытоживает:
«Это очень трудоёмкая работа. Следить за всем, наващивать рамки. Если хороший медосбор идёт, то на улей ставится 2-3 магазина — специальные подставки с дополнительными рамками для сот. Всё это нужно поднять, а с мёдом снять, весит она килограмм 20 каждая. Пчёлы на зиму соты подготовили — наполнили, провентилировали, выгнали лишнюю жидкость оттуда и запечатали воском. Если медосбор идёт, то на человека они не обращают внимания, когда тот у них мёд отнимает. А если медосбора нет, то они могут сожрать заживо. Я уже не справляюсь, моя работа подготовить всё для медогонки. Срезаю соты с рамок. Постоянно на огне кипит вода, греются ножи. Аккуратно надо срезать восковую пластину. Если чуть заглубилась — мёд потёк. Не каждый это сможет сделать. Затем крутим в медогонке по три рамки... И так все ульи...»