Примерное время чтения: 21 минута
157

Радоница и Красная горка. Какие пасхальные традиции были в Тульской губернии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ-Тула" 23/04/2025

Пасха – самое продолжительное христианское торжество. С апостольских времён великий праздник длится семь дней. Древние христиане сопровождали их благочестивыми делами – помогали нищим, убогим, раздавали еду, освящённую в Пасху, тем самым делая их участниками радости.

В этой статье расскажем о праздновании Христова Воскресения во времена, близкие нам, – XIX и XX века – о традициях Тульской губернии и отдельно Куликова поля. Вновь за живым детским восприятием праздника обратимся к литературе – воспоминаниям русского писателя, публициста и мыслителя Ивана Шмелёва. 

Пасхальная ночь и Светлое Христово Воскресение

С апостольских времён христиане бодрствуют в ночь Светлого Воскресения Христова.  В Великую Субботу в храмах освящают ритуальную пищу – куличи, крашеные яйца, творожную пасху. После строгого поста с этих кушаний, несущих в себе глубокую символику, начнётся праздничная трапеза верующих.

Воскресение Христово – это главное событие православного года, основа и венец веры, первая и самая великая истина, с которой вышли апостолы к людям.  Христиане поздравляют друг друга с праздником Пасхи радостным возгласом «Христос Воскресе!», а в ответ слышат «Воистину Воскресе!» В этих словах - подтверждение преданности Христу, ведь если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна. В пасхальную ночь при непрерывном колокольном трезвоне прихожане совершают крестный ход вокруг храма - навстречу воскресшему Спасителю.

«Солнце, трезвон и гомон. Весь двор наш – Праздник. На розовых и золотисто-белых досках, на брёвнах, на лесенках амбаров, на колодце, куда ни глянешь, – всюду пестрят рубахи, самые яркие, новые, пасхальные: красные, розовые, жёлтые, кубовые, в горошек, малиновые, голубые, белые, в поясках. Непокрытые головы блестят от масла. Всюду треплются волосы враскачку – христосуются трижды. Гармошек нет. Слышится только чмоканье. Пришли рабочие разговляться и ждут хозяина. Мы разговлялись ночью, после заутрени и обедни, а теперь – розговины для всех».

Этот фрагмент из романа Ивана Шмелёва «Лето Господне» (1927-1948) описывает воскресный день Пасхи в семье писателя, потомственной купеческой, организовавшей  артель плотников. Шмелёвы празднуют Воскресение Христово с работниками, за общим столом и хозяйскими угощениями с непременными пасхальными блюдами.

Христосоваться – троекратно целоваться с приветствиями «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» – верующие начинают уже на ночной пасхальной службе в храме. Этот ритуал совершается в течение нескольких дней. В нём древнее, идущее ещё от апостольских времен, знамение примирения и любви.

Открытка, начало ХХ в. Парень с девушкой христосуются.
Открытка, начало ХХ в. Парень с девушкой христосуются. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Пасхальные традиции Тульской губернии и Куликова поля

Этнографы разных эпох сохранили для нас пасхальные традиции, бытовавшие в народе. Некоторые из них не несут какого-то особого христианского смысла, но уходят корнями глубоко в прошлое. Прикоснёмся к свидетельствам о тульской старине.

На Куликовом поле на праздник повсеместно было у жителей принято красить яйца луковой шелухой, печь куличи, делать творожную пасху. Главный хранитель  музея-заповедника Татьяна Наумова собрала в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» (2014) общие установки: «Пасху обычно святили по утрам. В церковь было принято ходить всей семьей, после чего шли на кладбище. На могилу клали творог, кулич, лили вино, если покойник пил. В деревне Ивановка считалось, что на Пасху нельзя есть кур. Вероятно, этот обычай связан с библейской легендой».

Открытка, начало ХХ в.
Открытка, начало ХХ в. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

В некоторых местностях Куликова поля к куличам пекли и другое печево. К примеру, в Сабурове готовили пышки, посыпанные конопляным семенем. На кладбище ходили до обеда – считали, что «после обеда покойники не слышат».  В Ростово до Великой Отечественной войны проходили «большие гулянки окало церкви и абязательна стрельба – у каво есть ружья, другие предметы, каторые стреляют, принасили туда и вот салютавали».

Историк и этнограф Иван Сахаров в «Сказаниях русского народа» (2000) пишет о жителях Тульской губернии XIX века: «Святая пасхальная неделя называется у народа великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи – Велик день, утро вторника – купалищем, пятница – прощёный день, суббота – хороводницы. Со Святой недели начинаются городские и сельские гулянья, разыгрывание хороводов и окликание весны. В Туле гулянье называется тюльпою».

В день купалища молодые и старики обливают холодной водой тех, кто просыпают утреннюю службу в храме. На прощёный день в Тульской губернии тесть и тёща звали родных зятя на молодое пиво.

Многие исследователи описывают, как в старину на Пасху люди выходили встречать солнце и смотреть как оно «играет». Счастливцы, которым дано это увидеть, рассказывают, что удивительное явление можно застать на рассвете, когда огненный диск отрывается от горизонта. Человеческий глаз видит яркие волны на небесном светиле, разной степени интенсивности, разнообразных розовых оттенков – они идут от солнца и тают.

Анна Некрылова, составитель «Русского земледельческого календаря» (1991), связывает обычай встречи солнца с тем, что по старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. Это время после весеннего равноденствия - поворота сил природы на лето и буйство её красок. Но, как пишет святитель Николай Сербский, «всё в природе имеет духовное значение, нет ни одного физического явления, которое не давало бы людям урок о Боге и человеке». Солнце правды – одно из имён Иисуса Христа.

В трудах Ивана Сахарова мы находим детали того, как происходила эта встреча. Он писал: «Взрослые мужчины выходят смотреть на колокольни, как будет играть солнце; а женщины и дети наблюдают появление его на пригорках и крышах домов».

Старожилы Куликова поля, в деревнях Ростово и Красный холм, тоже рассказывали этнографам об этом обычае. Так, краснохолмцы во время обряда «всю дорогу «Христос Воскрес» пели».

При появлении солнца, как записал Иван Сахараов, маленькие туляки почти два столетия назад пели:

Солнышко, вёдрышко,

Выгляни в окошко!

Твои дети плачут,

Сыр колупают,

Собакам бросают,

Собаки-то не едят,

А куры-то не клюют,

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Едут господа бояре

К тебе в гости во двор,

На пиры пировать,

Во столы столовать.

Как отмечает Иван Сахаров, туляки верили, что появление солнца на чистом небе и его играние предвещает хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы. Старушки же при появлении солнца «умывались с золота, серебра и красного яйца» – бросали в воду эти предметы и пасхальные яйца, в надежде разбогатеть и помолодеть.

Еще одна яркая традиция на Пасху – городить качели. Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» записали воспоминания об этой молодёжной забаве в Прилипках. На качелях, сооружённых в Пасху, катались здесь всю весну. 

Анна Некрылова, ссылаясь на исследователей конца XIX – начала XX века, пишет, что качели устраивали едва ли не в каждом дворе, а ещё возводили общественные: «в традиционном месте (на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п.) загодя вкапывали столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски».

С Пасхи молодёжные гуляния переносились на открытый воздух. Парни с девушками плясали, водили хороводы, затевали игры на лужайках за околицей, в конце деревенской улицы и на лесных полянах. Иван Сахаров отмечает, что поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражались: «Они пошли тонки водить». Как поясняет исследователь, в слове «тонки» «можно узнать народную игру толоки, в которой игроки ходят, столпившись, как в хороводе». Весенние хороводы заканчивались на Красную горку, соединяя в себе встречу весны и снаряжение суженых к венечному поезду.

В Картавцево этнографам музея-заповедника «Куликово поле» сообщали, что на Пасху здесь было принято играть в лапту на большой поляне. А в Шаховском в последний день великого праздника пекли лесенки, как и на Вознесение Господне.

Лесенки.
Лесенки. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Традиция дарить пасхальные яйца

С древних времён на Пасху принято дарить крашеные яйца. Этот обычай связан с историей святой Марии Магдалины, подарившей императору Тиберию яйцо, которое стало красным при вести о воскресении Христа. Описание этой народной традиции находим у Ивана Шмелёва: «Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни, гусем. Встряхивают волосами, вытирают кулаком усы и лобызаются по три раза. «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе…» — «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени» («Лето Господне», 1927-1948).

Яйцо пасхальное, начало ХХ в.
Яйцо пасхальное, начало ХХ в. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Жители Куликова поля, в деревне Ивановка, ходили по домам и собирали яйца в мешок со словами «Христос Воскресе». Для чего, так и осталось загадкой, возможно, для катания яиц. О том, как устраивали это исключительно пасхальное развлечение, узнаем у составителя «Русского земледельческого календаря» (1991) Анны Некрыловой.  Для этой забавы заранее приготавливались специальные желобки. Опытные игроки отбирали яйца особой формы – скатываясь по желобку, они легко разбивали чужие, а сами оставались целыми.

На Куликовом поле это развлечение устраивали на Красную горку – в первое воскресенье после Пасхи. Здесь в ход шли яйца, оставшиеся от праздника. «У чьего яйца скорлупа треснет, тот и проиграл. Выигравший забирает все яйца» - раскрывает суть игры Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» (2014).

Яйцо с древнейших времён считалось символом плодородия, возрождения жизни. В православной традиции крашеное яйцо - это один из догматов веры и знак воскресения распятого Христа – Победителя смерти и ада. Как из яйца, из его неживой скорлупы рождается жизнь, так и из гроба восстал Спаситель, сокрушив врата преисподней и открыв людям дорогу в рай и вечную жизнь.

Яйца присутствовали практически на каждом праздничном столе на Куликовом поле.  Фольклорист Владимир Пропп в историко-этнографическом исследовании «Русские аграрные праздники» (2000) подробно описывает символику яйца у земледельца, в том числе и на праздновании Пасхи. На Радоницу – девятый день после Пасхи и первый день поминовения усопших после Христова Воскресения – яйца вместе с другими поминальными блюдами носили к родным на кладбище. Живые христосовались с умершими, веря, что те их слышат. Яйца крошили на могилы, катали.

Основы этих обрядов Владимир Пропп объясняет верованиями древнейших времён. Так, в Древней Греции, проживая новый цикл пробуждения природы и загадывая урожай, от которого зависело будущее всех живых, люди задабривали усопших, так как верили, что они могли иметь власть над природой. В своих трудах Владимир Пропп ссылается на историка и археолога Бориса Богаевского.

«Земледелец, как и каждый человек античности, видел, что земля «покрывала» своей поверхностью посадки, посевы, содержала их в себе и выливала наружу из своего громадного сосуда. Также земля…содержала… и могилы умерших, заботившихся о посевах и посадках» – пишет учёный.

Эти представления и задабривания усопших пронизывали и весенние земледельческие обряды у древних славян.

«Вот почему забота о посевах сочетается с заботой о покойниках и носит двоякий характер: усопших надо умилостивить, выразить свою любовь и почитание, поддержать пищей и потрапезовать, а ещё приобщить их к кругообороту жизнь – смерть – жизнь, которым живёт природа и который нужен земледельцу. Отсюда такие обрядовые блюда, как кутья и яйца» - заключает Владимир Пропп.

Зерно в растительном мире, как и яйцо в животном, обладает свойством сохранять и продолжать жизнь, умножая её. Через ритуальную пищу наши предки приобщались к этому круговороту природы. «Только приняв во внимание это объяснение, можно понять, зачем при севе в зёрна клали варёные яйца, почему в поле, на лугу, под берёзкой ели яичницу; с какой целью на любом ритуальном столе присутствовала кутья», – узнаём мы у Владимира Проппа.

К традициям Радоницы и Красной горки мы ещё вернемся, все же эти праздники наступят по завершению пасхальной недели. Стоит рассказать ещё об одном символичном подарке на Пасху, правда, характерном для состоятельных сословий.  В купеческой среде, дворянской, царской на Пасху дарили яйца рукотворные. Вот какие получил на праздник маленький Иван Шмелёв: «Я рассматриваю надаренные мне яички. Вот хрустально-золотое, через него – всё волшебное. Вот – с растягивающимся жирным червячком; у него чёрная головка, чёрные глазки-бусинки и язычок из алого суконца. С солдатиками, с уточками, резное-костяное… И вот, фарфоровое – отца. Чудесная панорамка в нём… За розовыми и голубыми цветочками бессмертника и мохом, за стёклышком в золотом ободке, видится в глубине картинка: белоснежный Христос с хоругвью воскрес из Гроба».

Яйцо пасхальное, начало ХХ в.
Яйцо пасхальное, начало ХХ в. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

В этнографической коллекции музея-заповедника «Куликово поле» есть сувенирные пасхальные яйца, привлекающие внимание своей изысканной хрупкостью и изящной символикой. Их можно увидеть в экспозиции епифанского Музея купеческого быта. Это предметы конца XIX – начала XX века, выполненные из прозрачного и молочного стекла: однотонные и расписные, с цветочным и линейным орнаментами и христианской символикой Х и В, декорированные металлическими накладками и привесками с бусинами, с композициями внутри.

На одном из них – украшение в виде металлической пятиконечной звёздочки, цветные аппликации – два голубка и два соцветия.

Яйцо пасхальное, начало ХХ в.
Яйцо пасхальное, начало ХХ в. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Внутри другого – картонный вкладыш с цветным изображением сцены Воскресения Христова и букетик из трех сухих цветков. Буквы Х и В обозначают пасхальное приветствие «Христос Воскресе», пятиконечная звезда – символ преображения Господня, цветы и букетики – в память о страданиях Христа, птицы – о Воскресении Спасителя.

Еще один пасхальный сувенир из Музея купеческого быта представляет собой декоративное двухстворчатое яйцо. Оно обтянуто красным бархатом, его вершина украшена шелковым бантом в тон. Красный цвет символизирует Небесное царство, Царскую славу. В медальонах яйца – два сюжета. В одном Дева Мария держит младенца Иисуса на руках. Справа от неё – Ангел, слева – Иосиф. Во втором медальоне – объёмное изображение Гроба Господня, а над ним – в лучах звезды парит фигура вознёсшегося Спасителя. Воскресение Христово наблюдает Ангелочек. Обе композиции обрамлены рамкой из сухоцветов и ракушек.

Двустворчатое яйцо пасхальное, конец XIX - начало ХХ в.
Двустворчатое яйцо пасхальное, конец XIX - начало ХХ в. Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Антипасха - Красная горка

Даже самые длинные и светлые праздники завершаются. Первое воскресение после Светлого Христова Воскресения в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой.

Название «Антипасха» означает «вместо Пасхи», то есть обращение к прошедшему празднику, повторение его. В этот день верующие вспоминают второе явление Воскресшего Иисуса Христа и реакцию апостола Фомы, не желавшего верить известию о чуде.

В народе бытовали свои традиции празднования восьмого дня после Пасхи. Во многих населённых пунктах Куликова поля именно в этот день было принято «катать яйца». В Себине – на родине Матроны Московской – жители сообщали, что «на Красную горку все мертвые встают, Богу молятся и говорят: «Наш праздник теперь». В Ростово и в селе Непрядва в этот день слободские сходились на кулачные бои.

Иван Сахаров в «Сказаниях русского народа» (2000)  пишет ещё, что жители Тульской губернии на Красную горку закликали весну с хороводными песнями. Это действо он описал так: «При восхождении солнца они выходят на холм или пригорок под предводительством хороводницы. Обращаясь на восток, хороводница, проговорив молитву, входит в круг с круглым хлебцем в одной руке и с красным яйцом в другой и начинает песню:

Весна красна!

На чём пришла?

На чём приехала?

На сошечке,

На бороночке…»

К Красной горке наши предки старались подогнать свадьбы, считая этот день счастливым для вступления в брак. Это был первый день после длительного строгого поста, когда православная Церковь возобновляла совершение Таинства Венчания. На Красную горку устраивали сватовство, молодёжь наряжалась в лучшие праздничные наряды, чтобы присмотреть себе пару.

На Куликовом поле, в Пятиловке, праздник считали девчачьим. «Девки хадили в лес, жарили яишницу там... Но не адни, канешна, с ребятами...» - рассказывали этнографам старожилы.

Фомин понедельник и Радоница

Первое обычное поминовение усопших после празднования Пасхи совершается в Фомин понедельник. На вторник приходится первая родительская суббота – Радоница. Верующие приходят в эти дни на могилы своих близких с вестью о Воскресении Христовом.

Иван Сахаров отмечает, что в Туле в первой половине XIX века в Фомин понедельник женщины на кладбище поминали родителей калачами и кануном.  В поминальный стол, по заметкам исследователя, входили: кисель с сытою, блины с мёдом, кутья по усопшему, а также мёд, пиво, брага, которые сварены к празднику или в память усопшего.

Много свидетельств о традициях Радоницы на Куликовом поле. Этнографы музея-заповедника отмечают, что у этого праздника было несколько названий и их вариаций - Навской (Навский, Навской, Насков, Нансков, Псков, Пской, Родительский) вторник, Навские (Большие, Красные) родители, Родители, Радуница. Житель Казановки сообщал, что «в это время все, кто умер большими грешниками, самоубийцами, получают прощение от Бога».

Поминать усопших на кладбище ходили с блинами.

«Вообще на Куликовом поле блины как поминальное блюдо распространены повсеместно», - отмечает Татьяна Наумова в книге «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол». Жители Ростово говорили: «На кладбище ходят... Тагда хлебушка вазьмёшь, блины... Эта первым делам – блины, вроде, свае изделия».

Старожилы Куликова поля отмечали разную степень строгости этого праздника. В деревне Красный холм в этот день можно было работать, а заниматься рукоделием запрещалось: «…вроде, как говорять, нарыв будет» - отмечали местные жители. В Красном даже не ходили на кладбище, а про труды по дому говорили: «... ничего нельзя делать, иначе на руке вырастет шишка». Приметы других поселенцев вторят: «строгий день... В дамашнем быту ничево делать нельзя... гаварят, руки будут балеть...» – вспомнили в Милославщине, а в Ростово так: «Работать нельзя... У каво если радителев нету, вабще нельзя ничево: ни шить - можешь палец накалоть...».

По материалам православных сайтов и этнографических исследований Государственного музея-заповедника «Куликово поле».

Также использованы источники: 

  • Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.
  • Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – М., 2000.
  • Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. – Тула, 2000.
  • Наумова Т.В. «Кухня Куликова поля, или Хлеб на стол» - Тула, 2014.
  • Шмелёв И. С.  «Лето Господне»: https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/ 

Материал подготовлен для проекта «Поле. Русское поле» сетевого издания tula.aif.ru, приуроченного к празднованию 645 годовщины Куликовской битвы и большого 650-летнего юбилея со дня сражения. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах