В Туле в ноябре в зале дома-музея Вересаева открылась выставка «Город моей души» художницы Светланы Клишевской. Она в детстве четыре года посещала художественную школу, а после оставила рисование на 30 лет. Пять лет назад она вернулась к этому и теперь выставляет свои картины. О поисках своего творческого «Я» — в материале tula.aif.ru.
Учиться снова
Алёна Соболева, «АиФ в Туле»: Светлана, почему вы заново решили начать рисовать?
Светлана Клишевская: В советские времена материалы были невысокого качества. Мама мне умудрялась «доставать» хорошие, ленинградские краски. Приятным был сам процесс рисования, но меня почему-то отрезало. Однако в дальнейшем рисование мне помогло, я работала на заводе «Штамп», расписывала самовары. Потом ушла в преподавание, мне всегда хотелось работать с детьми. Работаю в Тульском областном центре образования с глухими ребятами. И словно «боженька» снова подвёл меня к рисованию. До пандемии мне удалось побывать заграницей, там я много фотографировала пейзажи. Думала, что повешу фотографии на стену, на память. Но потом, когда просматривала эти снимки, поняла, что они недостаточно высокого качества, как бы того хотелось. Так я начала их рисовать, и поняла, что разучилась. Сейчас существует много онлайн-школ, благодаря интернету обучиться стало намного проще. Я проходила всевозможные онлайн-курсы, мастер-классы. Плюсом появилось больше вариантов материалов, шикарные краски, бумага. Так я вернулась к творчеству.
«Голубоглазые» подворотни
— Почему отдаёте предпочтение городским пейзажам?
— Я рисую пейзажи потому, что я городской человек. Меня это окружает: дворы, дома, улицы, фонари. В своё время я рисовала исторические места, но я не люблю одно и то же. А сейчас любой, глядя на мои работы, может посмотреть и сказать: «Такой двор есть у меня в Кимовске», а другой: «У меня в Криволучье такой дом стоит».
Я выкладываю свои работы в социальных сетях. Однажды один товарищ в комментариях мне написал: «Питерские дворы мрачные, серые. А у вас получаются какие-то „голубоглазые“ подворотни». И хоть двор был не питерский, я решила: ну, бог с тобой, пусть будет питерский. Я намеренно не даю адресов, чтобы каждый в моей акварели мог найти свой отклик. Мы каждый день проходим мимо по одним и тем же улицам, из дома на работу, и не обращаем на них внимания.
— Какие авторы вас вдохновляют?
— Люблю творчество импрессионистов, они перевернули всё в искусстве, показали, что можно видеть по-другому то, что ты видишь каждый день. Этих художников нельзя скопировать, но взять что-то от них своё, личное — каждый может. Также меня вдохновляют работы известных акварелистов. Это Илья Ибряев, Виктория Пришедько, Николас Лопес, Екатерина Мальцева. Курсы Мальцевой я прохожу до сих пор. Она не учит копированию. Она учит самому тяжёлому, по моему мнению, в искусстве — отпустить себя.
Импрессионисты, на мой взгляд, отпускали себя. И у них выходили шедевры. Та же история с Ван Гогом, который расплачивался за еду своими картинами. А потом через столетия его работы нашёл правнук хозяина этого кафе, он стал известным. Только через время люди поняли, что сделали импрессионисты. Копирование нужно на определенном этапе учёбы для совершенствования технических навыков. И копировать художника не зазороно, но потом надо пробовать найти свою манеру, свой стиль. Работы Ибряева, Мальцевой нельзя ни с чьими спутать. Тем они для меня и ценны.
— Помогает ли творчество справится со стрессом, особенно в наше непростое время?
— Да, именно рисование помогает мне в этом. Творчество снимает стресс, плюсом акварелью я рисую быстро. Если я рисую долго, я уже замучиваю работу, начинаю её портить. Именно за это я люблю акварель, за то, что она быстрая, надо уметь успеть схватить, поймать свет и цвет. Больше двух слоёв нанести уже нельзя. Так что я безусловно отдыхаю во время создания картин, так как отдых — это смена деятельности.
Вдохновение и работа
— Что вы чувствуете в момент вдохновения?
— У меня «вырастают крылья» и работа пишется на одном дыхании. Иногда, когда приходится спешить, как правило, перед какой-нибудь выставкой, устанавливаю себе дедлайны. Ритуалов особых нет. Люблю рисовать в одиночестве, чтобы ничто и никто не отвлекало меня. Любой может найти себе занятие по душе, главное, не бояться и стать талантливым в нём. Нужно творить и наслаждаться. — Как художникам-самоучкам участвовать в выставках, а особенно добиваться персональных?
— Помогают социальные сети. Сначала я выкладывала фотографии из заграницы, потом начала рисовать и выкладывать свои работы. Я следила за иностранцами, и они, поверьте, не боятся ничего. Они просто пишут: «Я пробую, посмотрите, что у меня получилось». И я этим тоже подпиталась: ведь люди, которым не нравится твое творчество, могут просто не следить за ним. Далее можно ходить на выставки: там уже общаться с людьми, близкими тебе в художественном плане.
Так увеличивается группа знакомых. А далее — общаться, презентовать себя и отправлять запросы в музеи. Можно поискать общества — я, например, стала членом Международного акварельного сообщества, нам пишут о предстоящих выставках. Я выставлялась во многих городах России: Сибирь, Санкт-Петербург, Москва, Светлогорск, Новосибирск. Выставки были и заграницей: Индия, Тайланд. Но на этих выставках я не была: мои картины путешествуют больше, чем я.