Он умел удивлять и в работе, и в жизни. Удивил и в смерти — ушёл слишком рано, как-то спонтанно, оставив в полном недоумении друзей, близких, коллег, зрителей...
Дима — незабываемый
Художественный руководитель Тульского академического театра драмы Дмитрий Краснов 5 января 2023-го отметил своё 55-летие, а 19 апреля гроб с его телом был установлен на сцене родного театра для прощания. Обескураженные люди шли нескончаемым потоком, на панихиде говорили много хорошего, иногда из-за эмоций с трудом вытягивая из себя по слову... Внезапная скорбь накрыла всех, как паралич...
Спустя год, по признанию коллег, в театре мало что в этом плане изменилось, и все упоминания о Краснове в прошедшем времени до сих пор звучат там несколько нелепо.
«Ещё нет ощущения, что Дима не с нами. Всё связанное с ним не то, чтобы вспоминается, оно просто ещё не забыто, — рассказывает главный художник Новомосковского филиала Тульского академического театра драмы Ирина Блохина. — Интересно с ним было работать. Дима был другом. Он незабываем».
«Театр очень бережливо и трогательно отнёсся ко всему, что было связано с Дмитрием Алексеевичем, — говорит актриса Тульского драмтеатра, народная артистка России Наталья Савченко. — Все старались каким-то образом делать так, чтобы всем было не так больно. Вот и мне пошли навстречу, когда высказалась против скорой премьеры комедии «Убей меня, голубчик».
Не могу играть
Пьесу для постановки выбирал ещё сам Краснов, но затем на время отложил в сторону и занялся другими делами, а потом... Потом после ухода из жизни Дмитрия Алексеевича ставить спектакль было поручено уже другому режиссёру, но забыть, кто именно за дело брался и закончить не успел, было, конечно же, невозможно.
«Я сказала, что не смогу так сразу репетировать такой спектакль, тем более, что премьера назначена на июнь, то есть всего через два с половиной месяца после смерти Краснова, — поясняет Наталья Савченко. — Тогда премьеру перенесли на осень».
По признанию народной артистки, при работе над ролью в её душе сама собой возникла некая установка: «Этот спектакль я посвящаю ему». С тем и шла к премьере. А когда кто-то из первых зрителей в отзывах написал, мол, «заявляли, что это комедия, а тут такое женское одиночество», актриса поняла, насколько смерть Краснова повлияла на её внутреннее существование в спектакле.
«Конечно, всё в этом спектакле окрасилось уходом Дмитрия Алексеевича. Из-за этого изменился жанр, — размышляет Наталья Савченко. — В другом случае и спектакль был бы другим».
«Земля Эльзы» прекратила своё существование совсем. Главные роли в этой постановке играли Дмитрий Краснов и Наталья Савченко.
По-другому зазвучали и некоторые постановки текущего репертуара, в которых Краснов был занят как артист. На его роли ввели других исполнителей, которые с задачей справились профессионально, но в полной мере заменить созданное Красновым-артистом не могли, ведь у каждого актёра своё внутреннее содержание.
А вот «Земля Эльзы» прекратила своё существование совсем. Главные роли в этой постановке Дмитрия Краснова играли Наталья Савченко и сам режиссёр, творческий симбиоз которых, казалось, всегда исходил из неких единых сакральных смыслов и, наверное, было бы странно в этой пронзительной «Земле Эльзы» видеть рядом с Савченко кого-либо другого вместо Краснова.
«Я сразу сказала, что больше не буду играть этот спектакль и попросила никого не вводить на роль Дмитрия Алексеевича. Всё, сказала, история закончена. Руководство театра без разговоров согласилось», — вспоминает Наталья Савченко.
Присмотрелись не сразу
А вот история с должностью, которую занимал Краснов, не закрыта. С одной стороны актёры сетуют на отсутствие худрука, а с другой — понимают: траектория поиска претендента непростая и небыстрая.
«Нельзя брать человека на должность худрука только потому, что есть такая штатная единица. Это опасно, — продолжает Наталья Петровна. — Сперва к нему должно возникнуть доверие, а потом уже состояться назначение. Административно-командным методом этот вопрос решаться не может».
Многие в актёрской труппе уверены, что в художественные руководители следует принимать после нескольких постановок, чтобы было время присмотреться к претенденту не только как к профессионалу, но и как к человеку.
К Дмитрию Краснову присмотрелись тоже не сразу (а работал он в театре с 1997 года — сперва артистом, потом просто режиссёром-постановщиком, а затем и главным режиссёром). Худруком назначили в 2018-м. А до этого после ухода из жизни в 2011 году Александра Попова, в театр пытались вживить нескольких режиссёров, но сродниться с ними не получилось. А когда выбрали всё же Краснова, в театре вновь всерьёз заговорили о полноценном творчестве и внутреннем благополучии. Сегодня худрука в театре нет, и когда будет — никто не знает. Вот и получается, что Краснов был последним...
«У него была харизма общения, он располагал к себе всех, — говорит Наталья Савченко. — Господь дал ему талант и творца, и человека. При нём в театре образовалась практически домашняя обстановка».
Все расходы, связанные с похоронами год назад и с изготовлением памятника сейчас, театр взял на себя. Эскиз разработали сами. Установить памятник планируют в начале лета.
«Это будет композиция в виде стелы из чёрного камня с фотографией и гравировкой подписи Дмитрия Краснова, — поясняет автор эскиза Ирина Блохина, — а слева будет как бы приоткрывающийся занавес из камня красноватого оттенка с эмблемой нашего театра».
К годовщине смерти Краснова в Новомосковском филиале ТАТД, главным режиссёром которого он был в 2015-2018 гг., подготовили выставку фотографий рабочих моментов репетиций и костюмов из спектаклей им поставленных. А в Тульской драме в день смерти, как и год назад, решили играть «Шагреневую кожу» — последний спектакль последнего худрука.