Из Прибалтики под Ярославль
Алексей Мурат, «АиФ в Туле»: Вы родились в советской Латвии. Какой вы её помните?
Ольга Филатова: Появилась на свет в исторической столице республики - Елгаве, потом жили с родителями в Риге, непродолжительное время - в Эстонии, Хаапсалу. Когда мне было 10 лет, переехали в Рыбинск Ярославской области. У нас была интернациональная детская компания и в школе, и во дворе - русские, латыши, немцы, евреи, белорусы. Праздники отмечали вместе, хорошо общались, дружили. Кстати, мы, русские дети, достаточно быстро осваивали латышский язык, изучая его в школе. Окончив вуз, приезжала туда, но с тех пор там не бывала.
- А как вы пришли к музыке?
- Мама учила играть на фортепиано, танцевать, хотя сама была самоучкой. Она родилась в многодетной семье, заниматься с ней было некому. Кстати, она и отца, который играл на всех народных инструментах, научила играть на скрипке и фортепиано! А у меня эти уроки вылились в музыкальную школу, училище в Ярославле, Гнесинку по классу профессора заслуженной артистки России Марии Гринберг. Но особо хочу сказать про Рыбинск, где мы жили после Прибалтики. Ещё до революции туда приехала институтка-смолянка, выпускница Мариинского училища и Московской консерватории по классу Игумнова Мария Абуладзе, в замужестве Челищева. Она купила там деревянный домик с флигелем, где основала частную музыкальную школу, национализированную после революции. Мария Луарсабовна с удовольствием осталась там работать директором. Мы ходили туда заниматься. В Мариинском училище Абуладзе-Челищева была ученицей Сергея Рахманинова, поэтому я могу себя считать его «педагогической внучкой». Её воспоминания о композиторе есть в двухтомнике, который был издан в советское время.
- В Гнесинку большой конкурс был?
- Жуткий! Мы неделю с лишним с утра до вечера отыгрывали только экзамен по специальности. Сложно было!
Быть разборчивей
- Кому-то методическая работа может показаться не слишком интересным этапом вашей биографии… Но, вместе с тем, что удалось привнести?
- Знаете, раньше не было методической работы, помощи, проработки алгоритмов. Напечататься было проблемой - ни компьютеров, ни такого количества типографий не было же в то время. Разрешение к изданию нужно было получить. А ведь в Туле замечательные педагоги делали аранжировки - например, для ансамбля двух малышей, скажем, фронтовые песни.
Как-то одна мамочка сказала, что детство без музыки - потерянное детство. Это ведь совершеннейшая правда! Музыка столь многогранно воспитывает, охватывает и формирует человека, спасает его душу.
Мировая тенденция такова, что, если человек дожил до пенсии (а теперь мы все дольше будем жить до неё) и ещё не играет на фортепиано, - самое время начинать учиться, потому что считается, что полифонически сложная деятельность становится профилактикой старческой деменции. Не говоря уже о том, что это эмоциональные впечатления, красивое времяпрепровождение, отдохновение, энергетическая подпитка.
Композиторы Толстой и Поленов
- Тульская земля как-то всё больше ассоциируется с великими писателями - Львом Толстым, в меньшей степени с Иваном Тургеневым и другими. Но принято считать, что великих музыкантов, композиторов у нас нет. Есть ли чем, а вернее - кем, утешиться?
- Нужно посмотреть «вкруг себя». Туляк Николай Иванович Белобородов - создатель двухрядной хроматической гармоники и «оркестра кружка любителей игры на хроматических гармониках». Лично я глубоко убеждена, что Лев Николаевич Толстой не был бы таким великим писателем, если б он не был таким музыкантом. Находясь в деревне, он занимался музыкой по 8 часов в день. Сюда входили игра на фортепиано, сочинение, гармонизация, размышления о музыке, записи мыслей о музыке. Это он к какой карьере себя готовил - литературной или музыкальной? Он даже написал, что «дома бросался от рояли к книге». Книга победила, но, тем не менее, музицирование осталось.
Рахманинов сюда приезжал аккомпанировать Шаляпину, не единожды бывала Ванда Ландовская со своим мужем и со своим клавесином, давала концерты в Ясной Поляне. И, что удивительно лично для меня, играла на этом инструменте народную музыку, народные мелодии - армянские, еврейские, польские. Приезжал чешский струнный квартет. Так что считали за счастье посетить эту Мекку культуры.
И Василий Дмитриевич Поленов, чьё 125-летие будет отмечаться в этом году, представлялся композитором, а не художником. Его сейчас называют «дилетантом», хоть и великим. Я бы поостереглась давать эти оценки, потому что, если музыка не звучит и лежит в нотной записи, то очень сложно сказать - она есть или нет. Гипотетически она есть, дальше нужно её оживлять, и не разово, а регулярно, с тем чтобы складывалась в том числе исполнительская традиция. На пластинку был записан так называемый вальс Толстого, хотя сам Лев Николаевич говорил: «Помню, как-то в молодости написали мы с моим приятелем Зыбиным вальсик». А Зыбин Кирилл Афанасьевич был, помимо того что офицером, композитором-любителем, сочинителем. Поэтому, наверное, правильнее говорить «вальс Толстого-Зыбина». Тем не менее, уже в последний год жизни Льва Николаевича профессора Московской консерватории Гольденвейзер и Танеев попросили Льва Николаевича сыграть это произведение, он сыграл - они записали. И есть историческая запись в исполнении Александра Борисовича Гольденвейзера. Но это ведь единичный пример. Может, в другой момент сам Толстой играл бы быстрее или медленнее. И потом, запись пластинки, несовершенная в то время, могла и темп искажать, не говоря уже об остальных деталях.
Бардовская, авторская, туристская песня, клубы самодеятельной песни - ведь и в этом можно достичь профессионализма. Есть у нас великие, знаменитые барды. Они проводят свои фестивали на Куликовом поле. Человек пока жив, его душа поёт. Доводилось наблюдать совершенно удивительные вещи: участник Сталинградской битвы Яков Кузьмич Савицкий садился за пианино, не зная ни одной ноты, и мог импровизировать часами! И таких случаев много.
За языком нужно следить
- Несколько лет назад в одном из регионов родители резко выступили против радиостанции, значительную часть репертуара которой составляет блатная или тюремная «романтика». Они заявили, что эту субкультуру нельзя в открытую популяризировать среди детей и подростков. Ваше мнение?
- Думаю, на радиостанции, о которой вы говорите, не всё, конечно, тюремный фольклор. На Радио России в своё время шла передача «Калина красная». Вот там действительно звучали произведения, которые писали люди, находившиеся в местах лишения свободы. Разными социальными стратами востребована разная музыка. И потом, в ресторане одному и тому же человеку хочется слушать одну музыку, в органном зале, скажем, - другую. Да, для воспитания вкуса нужна серьёзная классическая школа. Но кому-то она привьётся, а кому-то нет. Если 45 минут на уроке - классика, а потом вся окружающая действительность иного формата…
Сейчас ведь очень изменился музыкальный фон, даже интонационный. В связи с влиянием английского языка появляется такой «нижегородский английский», когда восходящая интонация переносится и в русскую устную речь.
Конец культуры?
- Мы в своё время в школе посещали уроки музыки по системе Кабалевского. То есть это уже были не просто уроки пения, как у наших родителей, а нечто более широкое. Работает ли эта система сейчас?
- Да, этим занималась лаборатория под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского. Он не только был композитором и общественным деятелем, но и думал, какая публика придёт в концертные залы. А знаете, какие фестивали и конкурсы хорового пения проходят в Прибалтике! Поют все! По выходным любой человек идёт или едет куда-то в хор. И сейчас стоит та же задача у нас - возрождать хоры. Сейчас общество глубоко индивидуализировано. Сольно попеть в микрофон - пожалуйста. А хор - это что-то коллективистское. Взаимовыручка, чувство локтя и т. д. Василий Петрович Янковский, коему я сейчас аккомпанирую, помогая в детском городском хоре «Искорки» на базе центра образования №36, работает над этим. Кстати, только сейчас прошёл городской фестиваль хоров «Твоя премьера» во Дворце детского и юношеского творчества Тулы.
- Что вас сегодня особенно увлекает?
- Мы с Еленой Гаденовой, членом Российского союза писателей, ездим с выступлениями по музеям и библиотекам области. Были в Богородицком дворце с авторскими литературно-музыкальными композициями. Приходят местные жители, общаемся. Гости, туристы тоже проявляют интерес. В Богучарове появилось фортепиано в доме-музее Хомякова.
- Вы много работаете с детьми. К чему они сейчас склонны в смысле музыки?
- Это эстрадный вокал, его ведь и СМИ активно культивируют, так что…
- А что вы родителям посоветовали бы?
- Как известно, воспитание ребёнка ещё в утробе матери начинается. Ещё не рождённые младенцы, кстати, классику любят - Чайковского в частности. Малышам интересны Моцарт, Шопен. И есть ведь целый пласт прекрасных детских песенок, колыбельных. Приучайте детей к музыке. Впрочем, она везде, даже в шуме городском, она в любом случае звучит.