Так много историй, связанных с усадьбой Льва Николаевича Толстого, и их становится всё больше. С этими выходными пришла ещё одна: актриса театра и кино Юлия Рутберг, дочь известного актера Ильи Рутберга, изложила в поэтическом вечере историю своей жизни, становления, изменений.
Первый снег в честь Юлии
Фойе Дома Культуры в Ясной Поляне наполняется людьми. Вечер обещает быть необычным: сегодня даже воздух особенно свеж, а на зеленой траве и желтых листьях лежит только что выпавший снег.
В зале все меньше и меньше свободных мест – Рутберг здесь точно ждут.
- Ожидаю прекрасного вечера, хороших стихов, - говорит от себя и соседок по первому ряду Светлана Кущенко, - в Ясной Поляне бываем часто - живем недалеко. И актрису очень любим.
Приятно, когда зрители знают, куда пришли и с кем имеют дело. Но нет ничего страшного в незнании: узнавать и прикоснуться к прекрасному никогда не поздно.
Собираются люди разные: мужчины пожилые и не очень, женщина с ребенком, семья с совсем юной дочерью. Вечно обруганная молодежь здесь тоже присутствует.
- Мы первый раз на таком мероприятии, - рассказывает Кристина Алексеева, сидящая вместе с мамой, - актрису эту знаем, любим. Ожидаем чего-то интересного и хотим духовно развиться. Попали сюда случайно – билеты нам подарили.
Подарки такие полезны, однозначно. Тем временем, зал полон. Все на местах. Гаснет свет, остаются софиты. На сцену совершенно скромно, с саквояжем в руках, в чёрном длинном костюме, который делает её ещё выше и навевает мысли о герое поэмы Есенина, выходит Юлия Рутберг. Она приветствует зрителей, они аплодируют, и Юлия сразу переходит к делу. В Ясной Поляне она не впервые.
Не могу сказать, что сегодня выходить на сцену, на этой священной, энергетически намоленной земле, связанной со Львом Николаевичем Толстым, волнительно. Но я взнервлена от того, что есть особые имена, которые входят в твою жизнь в детстве, отрочестве, юности, зрелости – неважно, главное, чтобы они вошли. И то, что я сегодня гость этого места – огромная честь. Я с саквояжем, но не потому, что с корабля на бал. Мне сказали, что будут записки.
Юлия оставляет дорожную сумку на краю сцены, поручая зрителю Владимиру складывать переданные из зала бумажки в нее, и обещает ответить на вопросы после окончания литературной части программы.
Для меня чтение стихотворений – это повод к размышлению. Я не читаю стихи, которые меня заставляют. Бывает так, что по долгу службы я должна что-то прочесть. Но если это стихотворение не остается в моей душе, и если оно меня как-то не сопровождает по жизни, то больше я его не читаю.
Идея поэтического вечера пришла к Рутберг с канала «Культура»:
Нам позвонили и сказали, что они затевают проект «Послушайте». Я попросила тайм-аут и подумала, что в этой чтецкой программе я могу сказать публике, именно я, вне зависимости от авторов. И я подумала, что в моем случае лучше сделать программу, начиная с моего детства. Какие стихи вошли в мою жизнь, какие стихи научили меня общаться с поэзией. Сегодня мы сталкиваемся с проблемой, что детишки не хотят читать книжки. Их нужно приучать, иногда заставлять – это труд. А уж что касается стихов, то это тяжкий труд. Я решила сделать маленькую линию жизни тех стихотворений, которые пришли ко мне в детстве, рассказать, с чего началось мое знакомство с поэзией, кто из поэтов на меня повлиял. И чтобы вместе с этими стихами вы поняли, как я росла, как я развивалась, и как эти стихи удивительным образом воздействовали на меня. Это маленький спектакль, где каждое стихотворение – это не только текст автора, это текст автора, нанятый конкретной артисткой, а главное – конкретным человеком. Через эти стихи я попробую рассказать что-то о себе.
Детство
Свою линию актриса начала с прекрасного детского поэта. Книжка оказалась у них в доме прямо из рук автора – Вадима Левина.
- Это мои первые детские стихи, которые мне читал папа. Они с Вадимом Левиным дружили. Эту книжку я помню наизусть. Называется она «Глупая лошадь». Я очень люблю лошадей. Не могу сказать, что я копия лошади, но это имеет ко мне отношение, - шутит над собой актриса.
Детство Юлии пришлось на 70-е годы:
Актриса была страшно упрямая. Всем и в семье доставалось из-за этого упрямства, а иногда не только окружающим, но и самой Юлии.
- С годами это качество из дурного перешло в положительное – моё упрямство заставляет доводить до конца начатые дела. Опыт показывает, что очень многие могут придумать, гораздо меньшее количество людей могут придумать и начать, и совсем не многие могут придумать, начать и доделать, - рассуждает Рутберг.
Стихи Вадима Левина натолкнули актрису на английский юмор: «Английский юмор – самый любимый мною в литературе, в драматургии, я обожаю Оскара Уальда, в детстве очень любила Диккенса, очень люблю Бернарда Шоу. В этой английской линейке всегда есть эстетский, умный юмор. Первое английское слово услышала и узнала я именно благодаря Вадиму Левину».
Отрочество
У Юлии была учительница, Лидия Николаевна Горожанкина, которая открыла ей дверь («даже ворота») в русскую литературу и отчасти в зарубежную. Она бесконечно заставляла учеников писать сочинения. И на темы, которые они проходили, и раз в неделю – обязательно – сочинение на свободную тему. Ей было интересно, как ученики менялись, реагировали на мир, взрослели.
Однажды ребята пришли в класс и увидели на доске два стихотворения: «Угол» Павла Когана и «Овал» Наума Коржавина. Лидия Николаевна предложила им сравнить не только две геометрические фигуры, но и два мировосприятия, два способа жизни, два способа взаимодействия с социумом. Она хотела понять, кому какая фигура ближе не по конструкции, а по душевной организации.
- Это мне 14 лет, - прокомментировала актриса, прочитав вышеупомянутое стихотворение. - Но шло время, и жизнь нас меняет, не полностью меняет, но добавляет нам мудрости, закономерного перевоплощения. Мы меняем свои статусы. С течением времени этот угол для меня смыло, абсолютно точно – в овал» - за этим высказыванием последовало стихотворение «Овал» Коржавина, которое объяснило это мировоззренческое изменение артистки.
«Вот такой жизненный путь от угла к овалу».
Сегодня
Отдельная глава в жизни Юлии – это Александр Сергеевич Пушкин. Юлия в детстве любила страшные сказки на ночь, их читали вслух мама и бабушка. Пушкин для нее начался со «страшного» лукоморья: «Это переулки моего детства, это та музыка, это тот русский язык, который в меня вошел. Я откликалась на эти слова. Этот двадцать пятый кадр сделал для меня очень многое».
Юлия прочитала Антакольского, Бродского, Ахматову, жизни которых до глубины затронули актрису. После прочтения «Мне голос был. Он звал утешно…» многие в зале прослезились. Но артистка не только читала. Песни Булата Окуджавы «Баллада о любви» и «Песня черепахи Тортиллы» она исполнила под аккомпанемент рояля, за которым сидел Алексей Воронков, и контрабаса, на котором играл Николай Мызиков.
- Уже две, - заметила артистка, заглянув мельком в саквояж. Зал заволновался. Количество записок стало пополняться. Рутберг вручили яркий желто-оранжевый букет. - Любимые мною цвета и обожаемые мною цветы, - оценила Юлия.
После музыкального исполнения Вертинского, актриса ответила на вопросы зала. Но, как показалось, была ими расстроена. Не все они были этически корректны.
На выходе три женщины высказывали свое мнение о вечере: «На одном дыхании», - вторили друг другу они, - «на одном дыхании».
Уже после окончания поэтического вечера Юлия Рутберг нашла время, чтобы побеседовать с корреспондентами «АиФ в Туле» в неформальной обстановке.
В фойе своими впечатлениями с пресс-секретарем Ясной Поляны Ириной Афониной делилась Фёкла Толстая.