Владимир Гриценко возглавляет Государственный музей-заповедник «Куликово поле» с момента его создания — с 1997 года. Мы расспросили его о том, какие изменения будут происходить в жизни Куликова поля в связи со скорым юбилеем и вообще о специфике работы современных музеев. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Генерировать идеи надо самим
Сергей Гусев: Владимир Петрович, Куликово поле — географически не самое ведь удобное место для посещений. Но туристы едут сюда достаточно активно. То есть интерес к нему всё такой же большой?
Владимир Гриценко: За десять лет, с того момента, как мы открыли в 2015 году наш музей и полноценно заработали с 2016 года, по количеству посетителей видим только увеличение. Значит, мы ещё даже не вышли на потолок посещаемости. Эти цифры удивили даже нас. Можно сказать, не ожидали такого эффекта.
— Многие ведь приезжают и на несколько дней, такое теперь тоже возможно.
— Слава богу, что мы сделали гостиницы. Вообще это параллельные процессы — создание какой-то дополнительной музейной среды, новых музейных объектов и гостиниц. Но задача развития туристической сферы не может полностью ложиться на плечи музея. К счастью, уже как реакция на поток посетителей, появляются частные гостиницы. Не только на Куликовом поле. Есть гостиница в Орловке, сейчас будет в Грибоедово. Это всё зона наших интересов, потому что путешествие означает посещение нескольких локаций.

— Судя по музейному комплексу, вы теперь флагман и для коллег. Это ведь настоящий музей ХХI века.
— Мы для своего нового музея «Русское поле», который в ближайшем будущем появится, тоже придумываем что-нибудь интересное и новое, чего не было в музейной практике. Я, кстати, сейчас в Беларуси, на одной из экспозиций понял, что её авторы бывали у нас на Куликовом поле. И кое-какие приёмы, которые мы впервые применили у себя, там есть. Это на самом деле хорошо. Даже если ты где-то увидел что-то суперинтересное, ты в полном объёме его всё равно не перекалькируешь, сделаешь что-то своё.
— Кто у вас так удачно креативит? Сами, московские специалисты или просто жизнь заставляет?
— Я понял давно — глупо надеяться, что приедет какой-то великий специалист и сделает для тебя потрясающий музей. Надо самому как минимум генерировать идеи, пытаться их реализовать. Другой технологии нет.
— Притом, что вы ещё и достаточно молодой музей по музейным меркам. Ещё шестьдесят лет назад фактически ничего не было. При этом мало сейчас говорят, но по сути ведь история музея-заповедника началась с публикации Александра Солженицына.
— В какой-то мере, да. Его рассказ «Захара Калита» сыграл определенную положительную роль в том, что Куликово поле стали обустраивать и задумались над его развитием. Но то же примерно можно сказать и про «Золотое кольцо», которое началось с журналистской статьи. Это во многом будет реальная правда, но лишь отчасти, потому что это несколько упрощенный подход. Развитие рано или поздно началось бы. Что касается Куликова поля, то после 600-летнего юбилея остро встала тема научного изучения этой территории, чего раньше не было. Это во многом определило наши сегодняшние результаты. Всё-таки в науке быстро не получается, но когда ты уже обладаешь определенным багажом, можешь относительно быстро это интерпретировать и превращать в какие-то музейные экспозиции, выставки. Мы, слава богу, с момента создания музея-заповедника не прекращали свою научную деятельность.

— Через пять лет будет 650-летие Куликовской битвы. За всю новейшую его историю масштабных празднований, кажется, было считанное количество. Чувствуете особую ответственность?
— На нашей памяти, да, таких событий было немного. Ответственность понимаем. Хотя Патриарх Алексий приезжал к нам не только по случаю больших празднований, были и отдельные его визиты. Конечно, такие знаковые персоны привлекают внимание людей. Но в прошлом году, например, не было юбилейной даты, а количество людей на годовщине и автомобильные пробки на подъезде к Куликову полю говорили о том, что людям интересен сам праздник, атмосфера этого мероприятия. Мы очень надеемся, что людей цепляет то действо, которое в это время происходит, и они потом тянутся к музейной экспозиции, к книгам на историческую тему. Мне кажется, это работает.
— Думаете, будут читать что-то помимо интернета?
— К счастью, мы тоже работаем в этом интернете. И там очень можно найти много достоверной информации. Конечно, много и галиматьи, но это жизнь. Как говорит историк, директор «Эрмитажа» Михаил Борисович Пиотровский, музей — это островок подлинности. Мне кажется, очень важно людям как раз при посещении музея объяснять, что здесь им представляют подлинно научные знания.
— А вообще, по вашей оценке, меняется сейчас настроение посетителей? Многих ли сейчас интересует что-то большее, чем сведения — происходила ли на самом деле Куликовская битва или нет.
— Отголоски разрухи в головах были, есть и будут. Причём часто человек говорит: я слышал, я читал. Отвечаю: а что читали, где слышали? На поверку человек затрудняется ответить уже на второй вопрос. Но, знаете, я на эту тему не очень переживаю. Наоборот, есть возможность вступить в полемику и дискуссию. А самое главное, есть возможность человека чем-то зацепить. Если он что-то слышал и читал, и у него сложился какой-то стереотип, давайте попробуем поработать с этим стереотипом и рассказать, как было на самом деле, как устроена наука археология. На эту почву иногда ложится что-то гораздо более серьёзное.
Начинать со своих детей
— Вы недавно встречались с губернатором Дмитрием Миляевым. О чём говорили?
— Мы много говорили о том, ради чего празднуем предстоящий юбилей. Всё-таки юбилей — это не самоцель, чтобы провести какой-то концерт или митинг. Это меня волнует меньше всего. Губернатор смотрит на этот вопрос точно так же. Очень важно молодое поколение, которое сегодня идёт в школу, впервые открывает учебники и узнаёт о Куликовской битве. Поэтому мы говорили о детских программах, о том, что мы открываем в ближайшее время детский центр. Всё это губернатору показалось крайне важным, поэтому он дал ряд поручений, направленных на взаимодействие с министерством образования. Здесь же надо помочь обеспечить транспортную доступность для школьников, не в ущерб вопросам безопасности. Мы обсуждали вопрос возможной доставки детей и школьным транспортом, и специализированным туристическим.
— А это ведь действительно проблема. От условного Белёва, Суворова до Куликова поля — целое путешествие.
— Расстояния, при всей нашей современной автомобилизации, никто не отменял. Маленькие, казалось бы, вопросики, но они же связаны с детьми. Хочется, чтобы они не просто доехали до Куликово поля, а учителя и мы поставили себе галочку в отчётах, но, чтобы была реальная отдача. Тем более, у нас дети музеи посещают бесплатно. Здесь важнее, наверное, с каким багажом ребёнок уедет. Поэтому мы говорили о том, что готовы ходить со своими программами в школы, готовя эти поездки. Думаю, мы выйдем на какую-то общую программу с Министерством образования, которая может быть транслирована потом для посещения других достопримечательных мест, расположенных на Куликовом поле. Можно и нужно ждать гостей издалека, но начинать надо со своих детей.

— Вы в начале беседы упомянули о новом музее «Русское поле». Это что будет?
— «Русское поле» — это аналог, скажем так, нашего музейного комплекса в Моховом. Но если музей в Моховом про битву, то здесь мы хотим рассказать об этой уникальной природной территории. Новый проект потребует, наверное, даже несколько больше, чем пять лет, оставшихся до юбилея. Поэтому мы решили идти к нему в несколько этапов. Этот тот случай, когда у нас сейчас есть уникальная возможность сделать что-то новое и нас никто не ограничивает в творческих порывах. Мы сейчас работаем совместно с Институтом археологии Российской Академии наук. Они, в свою очередь, вывели нас на коллег из Санкт-Петербургского института Вавилова, где занимаются растениеводством.
— Это будет такой же интерактивный, современный музей?
— Это должен быть очень насыщенный и информативный интерактивный музей. Но интерактивность — не самоцель. Это возможность работать с посетителями разного уровня подготовки, разного возраста. Мы порой говорим дети, а на самом деле первый класс — это один ребёнок. Но ещё есть дошкольники, их тоже надо приводить в музей. Есть и десятый класс, это абсолютно другие дети. Поэтому, чтобы сделать музей, который был бы интересен всем, надо искать свои приемы. Самое главное, чтобы наши выставочные проекты базировались на серьёзной фундаментальной науке.