В старину первые две-три недели августа называли Спасовками. На 1 августа (по новому стилю — 14-е) выпадает Медовый Спас. Его ещё называли Мокрым и Маковеем. В церковном календаре таких названий нет. Славянское слово «Спас» — это одно из богословских имен Иисуса Христа — Спасителя. Ему посвящены многие праздники. Однако основа церковных торжеств августа и народных праздников, их названий — разные. Обратимся к этнографам и православным источникам, вспомним традиции старины и посмотрим на события месяца и их обрядовость по-новому.
14 августа в Православной Церкви
14 августа Православная Церковь вспоминает Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В древности, в Столице Византии — Константинополе — существовал обычай в период массовых болезней выносить эту святыню из царской сокровищницы на дороги и улицы для освящения мест и отвращения хворей. Традиция совершалась по старому стилю 31 июля и до Успения Пресвятой Богородицы (15 августа) Честное Древо Креста было доступно народу для поклонения.
В нашей стране это празднество соединилось с Крещением Руси в 988 году: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В церковном документе 1627 года событие объясняется так: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Второе церковное событие 14 августа — празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Это событие установлено в память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила и битву с болгарами (язычниками в Низовьях Волги) русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Два правителя вышли на войну в один день, и Господь даровал им полную победу над врагами.
Дню памяти мучеников Маккавеев созвучен народный «Маковей» — к 14 августа было приурочено веяние поспевших семян мака. Считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку», значит, пасечнику пора вынимать соты, — отсюда и Медовый Спас. «Мокрым» праздник стал тоже благодаря народным приметам: «С первого Спаса — холодные росы», говорили старики.
С Медового Спаса — Успенский пост
С Медового Спаса начинается Успенский пост. Он длится две недели, до 28 августа. Составитель «Русского земледельческого календаря» Анна Некрылова вспоминает такую народную поговорку о нём: «Спасовка — лакомка, а Петровка (Петровский пост) — голодовка».
Дело в том, что Успенский пост имеет строгую продолжительность, установленную двумя праздниками — это памятные события 14 августа, описанные выше, и день Успения Пресвятой Богородицы. Петров пост начинается через неделю после празднования Святой Троицы, которое зависит от даты встречи Пасхи.
В этом году Пасха была ранняя, и Петров пост длился без малого четыре недели. С поздней Пасхой он может составить всего 10 дней. У земледельца в Петров пост кроме зелени и разрешенной рыбы на столе не было овощей и витаминных даров природы. К Успенскому — другая картина: огурцы, грибы, ягоды...
Глубину этих верований можно проследить. С приходом в русские монастыри Уставов константинопольских (греческих) и иерусалимских монастырей возникает запрет на вкушение винограда до Преображения Господня — 6 (19 августа). За ним появляется местный обычай — не вкушать мёд нового урожая до 1 (14) августа. На территории нашей страны, где не вызревал виноград, фруктовые грозди заменили на родные плоды — яблоки. В народе же запрет на потребление даров природы нового урожая получил своё осмысление.
Без пчёл и пчеловодов ни мёда, ни Медового Спаса
В нашей картине мира праздник не состоится без труда миллионов существ — пчёл и пчеловодов. Первые добывают целебный нектар, перерабатывают его и хранят в обустроенных под себя хоромах — ульях. Вторые — помогают пчёлам: оберегают их от сквозняков и проблем экологии, грызунов и других неприятелей, и, конечно, используют наработанное за лето насекомыми янтарное добро в своих целях. Так было с древнейших времен... Первые добытчики мёда искали ульи диких пчёл. Следующие поколения — строили борти в сухих деревьях, потом — мастерили неразборные колоды и переносили с места на место в поисках лучшего разнотравья. Пару веков назад люди стали делать специальные домики для медоносных насекомых и в практику вошло рамочное пчеловодство. Только пчёлы во все времена оставались свободными: чуть зазевается человек — пчелиная семья разделилась, и ищи её, как ветра в поле.
У Ольги Александровны и её семьи опыт пчеловодства длинной в полвека. Начинал заниматься пчёлами отец первого мужа, потом дело перенял сам хозяин. После его смерти хозяйка несколько лет не давала погибнуть делу. Сложился новый брак, и второй муж принял роль пасечника на себя, но в трудоёмкий процесс включается ежегодно вся семья. В наши дни на пасеке Алексеевых 15-25 ульев в сезон.
Ольга поделилась с нами секретами добычи правильного мёда.
«С первым мужем мы качали мёд четыре раза за сезон. Первый — в мае, мы его считали липовым — был янтарно-жёлтого цвета. Потом качали в начале июня — это уже разнотравье. Еще в августе, к Медовому Спасу — была греча, коричневый мед, который просто жёг язык. Последний мед был в сентябре — зелёного цвета, шёл с лопуха, крапивы. Сейчас всё поменялось, идёт разнотравье — одной или другой травы больше».
Алексеевы качают мёд один раз — к празднику. Ольга Александровна рассказывает, что куликовские пасечники в этом сезоне пробовали добыть лакомство уже в июле, но открытые ульи не порадовали. В окрестностях Епифани высадили много озимого рапса, с него пчелы и заполняли соты. А потом — жара и дожди, пчела в такую погоду не работает, вот собранным мёдом она и стала питаться. Как погода нормализовалась — зацвела греча, начался основной медосбор.
«Определённой нет, смотрим по ситуации. Хотели пораньше, вскрыли ульи, а соты незапечатанные. Пчёлы мёд натаскали, а сверху воском ячеечки не закрыли. Мед-то есть можно, но он может быть жидким. Когда соты пчёлы запечатывают, они лишнюю влагу оттуда вытаскивают — это уже зрелый, хороший мед».
Почему так в этом году, Ольга Александровна не знает. Дожди, жара, сбои в медосборе ... или другие причины. Могут запечатать соты за 2-3 дня, могут за неделю, две, а могут и вовсе не запечатать.
«Когда мёд мы качаем, то определяем его зрелость, — делится секретами епифанская пасечница. — В медогонке стоят две сетки — одна крупная, другая мелкая, чтобы отделить фрагменты вощины разного размера от жидкости. Процесс этот не стремительный, мёд густой, тяжело идёт. Когда первую медогонку начинаем сливать, у нас полная тишина. Мёд течет и начинает трещать. Трык-трык-тык-тык... Это значит, что он у нас готовый. Сначала не видно, а потом заметно, что он наливается горкой, наслаивается ... Если мёд не готовый — образуется яма!»
С работой пчеловодов и пчёл на благо человечества можно познакомиться 16 августа на Куликовом поле на фестивале «Сено-солома» (0+) в селе Монастырщино. На мастер-шоу профессионалы из Богородицка продемонстрируют гостям памятного места, как правильно сбить, натянуть и навощить рамки для улья, каков инвентарь необходим в этом промысле. Все желающие смогут примерить защитный костюм пчеловода.
А попробовать угощение, посвящённое августовским Спасам, и узнать о традициях праздников, бытовавших в регионе, в последний месяц лета приглашает Пространство «Археология» в центре Тулы. Представительство музея-заповедника «Куликово поле» посвящает этой теме кулинарный мастер-класс «Куликовское печево. Витушки» (6+). На нём можно научиться готовить сдобные булочки по старинному рецепту с ароматной начинкой из свежих яблок, припущенных в меду с ореховой крошкой, а также продегустировать травяной чай из растений Куликова поля, с которых местные пчёлы и собирают нектар.