Леонид Павлович Зякин – почётный работник тульского автотранспорта. Когда ветеран оказался на пенсии, то нашёл себе достойное увлечение: стал собирать и реставрировать отечественную и зарубежную автомототехнику. Открыл музей в деревне Харино, близ Тулы.
Семь лет напряжённой, порой изнуряющей работы - и двери просторных гаражей-ангаров открыты для посетителей. Здесь от пола до потолка заполнили свободное пространство свыше четырёхсот железных коней. И 95 % из них на ходу.
Валерий Плешаков, «АиФ в Туле»: Леонид Павлович, глаза разбегаются от такого количества мотоциклов: старинных и сравнительно современных. Как удалось собрать эту удивительную коллекцию?
Леонид Зякин: Подсознательно побудило воспоминание о ещё юношеском увлечении ездой на мотоцикле. Тогда я приобрёл популярную чешскую «Яву». Гонял на ней днём и ночью, в любую погоду! В общем, вся жизнь моя так или иначе связана с автомобилями и мотоциклами. И на заслуженном отдыхе не изменил своему увлечению. На пенсии свободного времени прибавилось.
Некоторые мотоциклы отдавали даже безвозмездно или за символическую цену.
С миру по байку
- А кто-либо помогал в формировании экспозиции?
- Конечно! Как известно, мир не без добрых людей. Случалось, некоторые мотоциклы отдавали даже безвозмездно. Либо за чисто символическую цену. Например, те же «Уралы» дорожно-патрульной службы. Это дар моих друзей из руководства тульской ГАИ – ГИБДД. Бывало, что человек покупал нового «железного коня», а старый мотоцикл передавал нам. Кроме того, реставрировали отдельные экземпляры, попадавшие в ДТП и, казалось бы, ставшие совершенно непригодными к восстановлению. Давали вторую жизнь и некоторым мотомашинам, прошедшим горнило Великой Отечественной войны.
В коллекции есть мотоциклы легковые и грузовые, спортивно-кроссовые, трофейные, военные, квадро и трициклы, мотороллеры, мопеды... Производители – СССР, Россия, Германия, Италия, Чехословакия, Венгрия, Латвия, Белоруссия. Главными по мотоциклам в Советском Союзе были Ирбит, Ижевск, Ковров, Минск, Киев… Увы, это уже история прошлых достижений, побед и бед.Есть у нас уникальный ретро-экземпляр – английский мотоцикл типа «БСА-Слоппер СС-500». Сделан в 1928 году. И, как многие экспонаты, на ходу.
Подобные машины удавалось иногда находить случайно – по интернету, у любителей автомотостарины. Один такой лэнд-лизовский «Харлей-Девидсон» из партии 1942 года нашли по «сарафанному радио» в Кировском посёлке Тулы. В буквальном смысле выкапывали его из бурьяна в заброшенном частном доме. После длительной и кропотливой реставрации в нашей музейной реммастерской всё-таки восстановили «старичка» - боевого «американца». Как говорится, из грязи – в князи.
- Леонид Павлович, а с кем сегодня вас связывает дружба, общие интересы и деловое сотрудничество?
- Таких приятелей по хобби у меня много. Однако особо отмечу одного из них - бывшего эксперта-испытателя мотопроизводства Тульского машиностроительного завода, трёхкратного чемпиона Советского Союза по гонкам за лидером Евгения Дмитриевича Власова. Представляете, однажды на тульском треке в тандеме с велогонщиком они развили скорость в 93 километра в час. Фантастический результат для 70-х годов 20 века!
Посмотрите сюда - на почётном возвышении музейного ангара установлен легендарный «Урал-Лидер» Власова, сделанный по спецзаказу в 1974 году на Ирбитском мотоциклетном заводе. Кроме того, у нас есть несколько «ижаков» для шоссейно-кольцевых гонок – единственные в мотомире!
Помнится, вместе с Евгением Власовым и такими же увлечёнными товарищами много раз путешествовали по красивейшим местам России, ближнего и дальнего зарубежья. В частности, совершили на импортном пикапе и нескольких кроссовых мотоциклах автопробег из Тулы в Грецию и обратно.
Преодолели порядка 10 тысяч километров без травм и аварий. Зато привезли полный багаж впечатлений, воспоминаний о приключениях и сувениров. Кстати, многим из нас за 70. Однако возраст не мешает быть зачастую на равных с молодёжью за рулём спортивных машин.
Мотороллеры заглохли?
- Во время «застоя» Тула славилась своими мотороллерами. С конвейера машиностроительного завода сходили «Тулицы», «Туристы», «Муравьи», «Вепри». А в девяностые годы всё постепенно заглохло. Почему?
- О причинах развала мотопроизводства лучше всего спросить у компетентных тульских спецов – машиностроителей или бывших мотороллеростроителей из Вятских Полян. Я же полагаю, что тому виной и общесоюзный кризис лихих девяностых годов, и низкая конкурентоспособность отечественных мотороллеров. Допускаю также, что наши «Тулицы» и другая техника этого ряда сильно загрязняли окружающую среду и не отвечали строгим требованиям экологической безопасности.
- В бытность вашу главным инженером объединения «Тулаавтотранс» есть, наверно, что вспомнить, от чего приятно на душе?
Вместе с опытными инструкторами они совершали автопробеги в Поволжье, на Кавказ, в Москву, по соседним с Тульской областям.
Успешно сдав экзамены, ребята получали в семнадцать лет водительские удостоверения. Кстати, нашу юношескую автошколу на «отлично» окончил мой сын Павел. И уже много лет он за рулём в безаварийном режиме…
Кто продолжит дело?
- Скажите, а кто-нибудь из ваших наследников готов продолжить ваше дело?
- Надеюсь на это. Молюсь за благополучие и счастливую жизнь своих детей, внучек и правнука. Считаю, упорство в достижении цели способно творить чудеса. Ну а экспонаты музея всегда пригодятся нашим потомкам. Им наши музейные экспонаты, уверен, наверняка будут интересны и полезны даже спустя много лет. Недаром к нам и в этом году, и раньше, приезжало несколько групп школьников и студентов. Как-то прикатила целая пёстрая команда байкеров из Франции и Голландии на тяжёлых мотоциклах типа «Харлей». Заглядывает к нам множество российских и зарубежных авто и мототуристов. Так, однажды прибыл обветренный и пропылённый житель Владивостока на видавшим виды мотоцикле…
Все они оставляют тёплые слова благодарности, а порой и восхищения увиденным - наша книга отзывов тому свидетельство.
- Посещаете своих заграничных коллег-музейщиков?
- Стараемся это делать регулярно. Со своей походной экспозицией побывали в мотоциклетных музеях Финляндии, Эстонии, Латвии. Посетили технический музей Праги. Обмен опытом с коллегами обогащает нас новыми впечатлениями, вдохновляет на поиски новых ретро-моделей.