Мультипликация, или по-новомодному – анимация, всегда считалась искусством для детей. А особенно интересно, когда они сами им занимаются. О том, как это происходит, мы говорим с руководителем студии «Оживи картинку» при областной детской библиотеке Галией Трушечкина.
Тётя-библиотекарь в действии
Дмитрий Орлов, tula.aif.ru: Как вы придумали создавать мультфильмы вместе с детьми?
Галия Трушечкина: Я всегда очень любила детей. Раньше работала продавцом в магазине игрушек. Но там пообщаться с детьми можно было от силы полминуты.
Педагогического опыта у меня нет, а библиотечное образование находится в процессе получения. Мультипликацией я тоже занимаюсь немногим более полугода. Но руководству библиотеки интересно всё-всё, что может сделать сотрудник. Даже моё умение стучать в барабаны сочли пригодным к использованию. «Тишина должна быть в библиотеке»? Отнюдь. Я тут с толпой детей стучала в барабаны! Рвали шаблон с треском.
Я снимала мультфильмы сама, дома. Рисовала песком. У меня есть целый сериал – «Песочница».
Так что, весьма условно умея делать мультфильмы, я получила три группы детей, выжидающе на меня глядящих: «Тётя-библиотекарь, нам сказали, вы научите нас делать мультик!»
– Научили?
– Тётя-библиотекарь вздохнула и начала творить. Начала смотреть в интернете, что же снимают дети. Результат смущал. То, что может сделать вот такой семилетний детёныш без опыта мультипликации, зачастую смотрится немного странно. Дети, конечно, в любом случае получают и опыт, и удовольствие, и даже криво-косой мультфильм, персонажи которого едва узнаются зрителем. Но ребёнку он будет дорог. Мне же хотелось, чтобы получившиеся мультфильмы были ещё и «эстетически приемлемы» для взрослых.
Незадолго до этого я уже делала мультфильм с ребёнком для мастер-класса, который потом показали на телевидении в детской программе. Ребёнок скорее имитировал работу над мультиком, мило улыбаясь на камеру, а сам мультфильм по большей части делала я. Но если б мне этого ребёнка отдали на пару часов, убрав камеры, мы бы вдвоём всё сняли.
– А какой мультфильм был первым совместным?
– Незамысловатый мультик «Головастики». В целом его схема была ясна – декорации из бумаги на плоском листе, поверх них ползает, вырастая и отращивая ноги, пластилиновый персонаж. Это была моя младшая группа. Я решила: значит так и сделаем. А для других групп сочиним что-то в том же духе. Главное, чтобы и декорации, и персонажи делались по какому-то образцу, и чтобы они были простыми. Тогда ребёнок в порыве творчества не сотворит что-то объективно странное.
– А дети в ваших мульт-группах делятся по возрасту?
– Разбила их на три группы – «Головастики», «Рыбки» и «Пчёлки».
У младших, Головастиков, сюжет был прост, как слово «ква»: мы вылупились, мы поплавали, мы отрастили ноги и прыгаем. Всем трём ребятишкам в группе было по семь лет, и случилось страшное – они сдружились! С этого момента мультфильм превратился в досадное препятствие на пути к их весёлым играм. Дети щекотались, прыгали, сносили стоящий штатив, срывая мультпроцесс.
Плюс в какой-то момент вовсю заработала детская фантазия: «А пусть в наше болото упадёт летающая тарелка и будет война с инопланетянами!»; «Я сделаю себе армию из головастиков!»; «А у меня будет армия Скрепышей!». И т. д. и т. п.
Единственная девочка в группе в это время украдкой прилепляет на своего розового головастика серёжки и бусики из пластилина...
– И как вы разрешили эти творческие противоречия?
– «Головастики» с горем пополам сделали 170 кадров. Стали озвучивать – возникла проблема: какие звуки издают головастики?! Ну мы побулькали. Потом стало проще – поквакали.
Я монтировала мультик, клятвенно пообещав, что в следующий раз точно будут инопланетяне! И тут вносит свои коррективы девочка: обязательно должна быть фея.
Писк в стиле джаза
– А как обстоят дела с трудолюбием у детей?
– Трудолюбивые дети – это не фигура речи, они за каждое занятие делали под сотню кадров. Вот у «Пчёлок», например, был товарищ Шмель. Он грузно летал через весь лист, чтобы в конце мультфильма появиться с воинственной песней и остановить творившуюся в мультике несправедливость.
Озвучку с этой группой пришлось записывать, поручив детям поиграть в героев, так было проще: «Давай твой Жучок вскарабкается вверх по спинке стула!» – «Пи-пи-пи-пи-пи...» – «Умничка, а теперь мы его уроним, что он скажет?» – «Пиииииаааааа!!!»
А паренёк семи лет, озвучивавший Прудовика, на мою просьбу спеть песенку без слов вместо «ля-ля-ля» или «на-на-на» выдал какую-то джазовую импровизацию и массу забавных мультяшных звуков, недоступных мне!
После того как была записана озвучка этого мультика, я почти на две недели забыла о сне. В голове моей вместо мыслей звучало бульканье, жужжание и песенка Прудовика. Я сутками монтировала мультфильмы, готовясь к финальному кинопоказу.
На сам показ пришли все участвовавшие дети и их родители. 25 человек! Когда закончились титры мультфильма, а детям были вручены последние грамоты, я оцепенела от счастья: неужели всё? Наконец-то! Готовые мультфильмы, довольные дети, ура!
– Что дальше?
– До начала ограничительных мер начали снимать мультфильм про рыцаря. Он очень хочет победить дракона, ибо считает, что без этого не является настоящим рыцарем. Завершится вся эта история с пандемией – закончим работу над этим мультфильмом. Очень позитивная вещь должна получиться. Как раз «в тему» – относительно всего, происходящего вокруг.
– То есть старая формула в действии: «Миру – мир»?
– Да! И я стараюсь всеми силами привить это детям.