В сентябре исполнилось 193 года со дня рождения великого русского писателя, классика мировой литературы и философии Льва Николаевича Толстого.
Нередко в среде поклонников литературного таланта и религиозно-этического учения Льва Толстого, да и просто желающих показать свою образованную необычность людей, кстати, совершенно разновозрастных, можно встретить фразу: «Лев Толстой – наше всё…». Впрочем, эта фраза в разных её интерпретациях, на разных языках и с разной чистотой звучит, то затихая, то снова набирая силу – с конца 19 века и до наших дней. Что же он оставил потомкам и как они распорядились его наследием.
Свободный выбор собственных приоритетов среди школьных образовательных предметов – один из принципов толстовской педагогики.
В чём наследие?
«Пожизненной любовью» писателя, с открытия в 1849 году первой яснополянской школы для крестьянских детей, стало и до конца жизни оставалось «учительство».
Образование народа молодой граф Толстой назначил важнейшим делом своей жизни:
Свобода, творчество, природосообразность, отказ от давления на учеников и выставления оценок, свободный выбор собственных приоритетов среди школьных образовательных предметов – вот принципы, на которых основывалась толстовская педагогика.
Толстовская «Азбука», наполненная простыми красивыми текстами, написанными превосходным русским языком, стала первым в России учебником-помощником, созданными для освобождения, а не для закрепощения воли ребёнка. Её переработанный вариант – «Новая азбука», принят, рекомендован учебным заведениям по всей России и выдержал более тридцати изданий. Именно «Азбука» стала той работой, которая послужила поводом к избранию Льва Николаевича в состав Императорской академии наук.
Толстой - современник
Его «Азбука» так и не была введена в официальную школьную программу. Проповедуемые Львом Толстым, как основные принципы народного образования, свобода, творчество, отказ от давления на учащихся даже через оценки, самостоятельный выбор приоритетов, так и остались его несбыточной мечтой.
Все эти новшества полуторавековой давности успешно применяются в Вальдорфской школе, в школе Марии Монтессори, в Реджно-школах, а нашему «народному» образованию, о котором радел Толстой, почти ничего из его педагогических открытий не досталось. Вот разве что придуманное и опробованное в яснополянской школе новшество – чтение по слогам, а не по буквам, которое невероятно ускорило обучение детей навыкам чтения. Оно до сих пор живо и продолжает здравствовать в современной школе. Правда, без упоминания авторства.
Изредка у любителей и знатоков толстовской педагогики можно встретить навык использования пальцев обеих рук для упрощения и ускорения математических действий: сложения – умножения, вычитания – деления. Этот «гаджет, который всегда с тобой» – теперь достояние немногих избранных.