Ряжение — одна из традиций святочного цикла. До революции этот праздничный период начинался с 25 декабря, с «Рожжества», когда православный народ праздновал Рождение Иисуса Христа.
Праздник всех возрастов
Продолжались Святки до Крещения Господня — по старому стилю завершались 6 января. С принятием григорианского календаря и нового стиля даты Святок теперь такие — с 7 по 17 января. 18-го верующие уже начинают готовиться к Крещенскому сочельнику. В некоторых населённых пунктах Куликова поля новогодние торжества длились до 21 января, завершаясь, по словам стариков, «на третий день Крещения».
Конечно, захватывает этот период и новогодняя ночь, а в традициях прошлых веков — Васильев вечер, отмечаемые в промежуток с 31 декабря по 1 января.
У традиции были разные диалектные названия. Такие известны у жителей Куликова поля: «ходят коляды», «наряжались в колядушки», «колядили»...
В народной памяти закрепилось, что колядовать ходила в основном молодёжь. Некоторые жители памятного места вспоминали, что включались в общее веселье также и старики, а у детей в особые дни Святок были свои роли. В Богоявленке колядующие разделялись на группы: «хадили атдельна — старики и маладежь...»
Шубы навыворот и маски с рогами
Этнографы музея-заповедника «Куликово поле» записали множество свидетельств о колядках. Но давайте по порядку: чтобы всё устроить по правилам, нужно подобрать достойный наряд...
«Во многих случаях ряжение представляет собой бесхитростное увеселение, состоящее в том, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемым и дурачить, веселить или пугать окружающих своим комическим видом», — описывал традицию русских аграрных праздников фольклорист Владимир Пропп. Чем здесь похвастаются куликовцы?
Колядующие практиковали своеобразный травестизм: «юбка на малого, на девок — брюки» — вспоминали на Куликовом поле, в Татинках. Виктор Иванович 1936 года рождения из посёлка Грибоедово рассказывал, что мужики повязывали платок.
В деревне Курцы «наряжались старухами, стариками, цыганами...», в Екатериновке «хто невестами, хто женихами». Епифанцы и жители Богдановки отмечали, что старые женщины надевали на Святки юбки-поневы. Колядующие рядились в «рванину», лохмотья. В Шаховском рассказывали: «... идут, все наукрашенные, намулеванные... бывало, все тряпки, все платки саберут, нарядяться — и пашли... Хадили па домам».
К необычной одежде в Епифани добавляли маски и прицепляли рога. В Хворостянке, Себино, Прилипках обсыпались мукой. Куркинцы из деревень Донские Озерки и Даниловки привязывали бороду, последние — «из мачельника» — конопляных волокон. В Татинках и Прилипках до 70 годов XX века колядовщики мазали лица сажей. Епифанцы до последнего времени разрисовывались помадой.
Этнографы и в других регионах наблюдали схожие образы. Колядующие выбирали типы, непохожие на своих деревенских жителей, вели себя необычно: ряженые плясали, кувыркались, дурачились, говорили писклявыми голосами. Комический эффект сопровождался запугиванием. А для этого нужны спецсредства...
Публикация создана по материалам этнографических исследований специалистов музея-заповедника «Куликово поле» и на основе труда Владимира Проппа «Русские аграрные праздники» 2000 года. Специально для проекта «Поле. Русское поле» газеты «Аргументы и факты в Туле».