В Тульском драмтеатре представили своё прочтение известного романа «Чагин» писателя Евгения Водолазкина.
На сцене оживают известные персонажи мировой истории, общается с главным героем бронзовый от своей вечности Пушкин, но по сути это разговор с нами о том, что же такое жизнь, и можно ли её прожить, копаясь в чьих-то, и особенно в собственных ошибках или прегрешениях многолетней давности. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Достаточно ли расплатился?
Критики романа часто пишут о покаянии Чагина — достаточно ли он расплатился за то, что доносил когда-то на друзей в свои юношеские годы. Но, по сути, во всяком случае, в сценической версии, это скорее история о том, что под влиянием обстоятельств каждый из нас может проявить слабость.

Вот даже и классики, мечущиеся по сцене — и те со своими странностями и прегрешениями. А Дефо так вообще сам был тайным агентом, метался от одной политической партии к другой, и ничего — оставил о себе память в виде вечной книги, главный герой которой вообще-то не мореплаватель, а рабовладелец.
История, получается, со временем отсекает всё наносное, выкидывая то, что мы, как главный герой спектакля Чагин, не можем забыть. Просто для нас самих это сейчас остро, важно, болезненно, но жизнь тем временем бежит себе куда-то минуя наши переживания. Если мы говорим о дурных поступках, то чаще всего сами извлекаем их из глубин своей памяти, называя это своим проклятьем, потому что ничего не можем забыть. Но когда утихнет острота восприятия, всё может выглядеть в ином свете. Вот даже и главные герои спектакля на закате своей жизни улыбнулись, а не отвернулись друг от друга.

Как символ жизни авторы спектакля предлагают образ кораблей. Они устремлены в будущее и совсем не помнят того, что с ними было раньше, хотя бывало всякое. Корабли — это философский образ мечты, желания счастья. Мы все хотим жить, любить, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. И маленький бумажный кораблик, который переходит из рук в руки, создает в итоге очень трогательный финал спектакля.
Автор инсценировки Рагим Мусаев, конечно, проделал невероятную работу, переведя на язык театра сложную композицию в четырёх частях романа Водолазкина. Волей-неволей пришлось чем-то жертвовать из книги, находить иные возможности для того, чтобы выразить авторскую мысль и сделать зримым путешествия героев вместе со зрителями во времени и разговоры с классиками.
В спектакле, как и в книгах Водолазкина, действие происходит в разных временах, реальность соседствует с фантазией, а гений со злодейством. И если в другой известной книжке рукописи не горят, потому что дьявол всё видит, то здесь молодой архивист Павел Мещерский (Александр Сторожев. Арсений Локтионов), разбирая рукописи умершего Исидора Пантелеевича Чагина, получает возможность прочитать сожженный когда-то его дневник, в который он записывал личные впечатления от прожитого дня. Дневник в его руках точно такой же, только без пятна от пролитого на него позже чая.

Просто это дневник памяти, которая оживает вместе с воспоминаниями заглавного героя. Умудренный жизненным опытом Чагин (Виктор Ананьин) со стаканом чая в руке философски созерцает себя молодого (Артём Стребляк). Вновь пытается понять, каким же образом корабль его жизни когда-то резко переменил курс и могло ли всё сложиться иначе.
Наверное, могло, ведь авторы спектакля создавали, кажется, его не для того, чтобы осудить главного героя, а поговорить с нами о превратностях жизни, о кораблях и их капитанах.
Над сплетением времён
О впечатлениях от премьеры и особенностях работы над спектаклем «Чагин» мы поговорили с режиссёром-постановщиком Анной Терёшиной.
Сергей Гусев, tula.aif.ru: Анна, правильно ли утверждать, что это спектакль скорее даже не о Чагине, а о превратностях жизни?
Анна Терёшина: Да, мы хотели поговорить про то, что человек может где-то оступиться, совершить ошибку, и дальше вся его жизнь начнёт разрушаться. Как прожить так, чтобы заслужить прощение. Эти философские рассуждения мы погрузили в достаточно гротесковое существование. В спектакле происходит сплетение времён, сплетение героев, но при этом мы рассказываем очень простую человеческую историю. Чагин — герой очень интересный, мы видим его с разных сторон. Мы видим его в возрасте, и уже даже после смерти. А ещё есть молодой Чагин, который ещё ничего не знает, что с ним случится.

Мне кажется, это интересный процесс — посмотреть на жизнь в перспективе, от начала, до самого финала.
— Сложно было работать над инсценировкой?
— Мы везучие, у нас есть драматург Рагим Мусаев. Он смог оживить персонажей, которые существовали у Водолазкина как некое воспоминание.
Мне кажется, он нашёл способ вытянуть какую-то нашу общую линию, которую мы с ним обсуждали. Я, как женщина, иду больше через эмоции, образы, а он старался мои эмоциональные всплески делать более рациональными. У нас не было препираний, мы очень хорошо друг друга понимаем. Плюс мы очень любим историю, а здесь, в спектакле, живые исторические персонажи. Собственно, и у Водолазкина в его произведениях в первую очередь присутствуют любовь к истории, любовь к знаниям.

— Насколько сложно было получить согласие от автора романа?
— На самом деле достаточно легко. Он дал разрешение, и мы надеемся, что он к нам когда-нибудь приедет на спектакль.
— А других инсценировок «Чагина» много?
— Знаю, что «Чагин» идёт в театре «Современник», но там, насколько я могу судить по отзывам и фотографиям, совсем другая история. В романе очень объёмный материал, из него можно разное вытащить. Мы все-таки ушли в историю отношений, у нас в основе любовная линия.
— Изначально рассчитывали ставить спектакль именно на малой сцене?
— Рассматривались разные площадки, но пока мы решили, что спектакль будет идти здесь. В малой сцене есть огромный плюс — ты видишь глаза. Эмоции тут не на расстоянии, ты внутри них. Ещё я люблю задействовать зал, и некоторые герои у нас в спектакле работают через зал.

— Какие теперь ощущения от премьеры?
— Я немножко перебаливаю этой историей, в том плане, что она болезненная для меня, я очень близко её воспринимаю. Мне кажется, нам иногда не хватает какой-то рефлексии — пропустить через себя какие-то переживания. А ещё всё время, что мы работали, мне снились корабли и все семнадцать персонажей, которые есть в спектакле.
16+