На аэродроме Клоково – пилоты, мастера и кандидаты в мастера авиамодельного спорта, победители и призёры межрегиональных соревнований. На взлётной полосе – сверкающие на ярком полуденном солнце авиамодели. Большинство из них не отличить от настоящих самолётов, разница одна – размер.
Моя «Футурама»
Модель «Футурама» покоряет небо под музыку Петра Чайковского из «Щелкунчика», и это выглядит по-настоящему захватывающе.
«Авиамодельным спортом увлёкся лет в 15, реактивной темой занимаюсь 10 лет. Потом большой перерыв был – взрослая жизнь увела от хобби. И вот мне уже 71 год».
Пилот «Футурамы» Анатолий Куцапов говорит: «Поскольку у меня был большой перерыв в занятиях любимым хобби, пришлось опять учиться управлять небольшими моделями, летающими на низких скоростях, потом уже переходить к более сложным. Вот, например, моя «Футурама». Её ведь надо собрать, а там много электроники, стоит бортовой компьютер. Нужно уметь все это соединять, настраивать, обеспечить синхронную работу.
Вот сколько приходится специальностей освоить! Хорошо, что у нас есть где учиться и развиваться. Я член клуба «Доступное небо». Наш директор Марк Шульман дал нам возможность построить взлётное поле, где мы, и бывшие пилоты, и непрофессионалы, тренируемся. Эти люди любят небо, хотят летать».
В авиамоделинге наиболее сложными считаются летающие модели-копии самолётов, кордовые и особенно управляемые по радио. Они должны не просто хорошо летать, а быть максимально геометрически и конструктивно похожими на оригинал. Чем больше сходство модели-копии с самолетом- прототипом, чем тщательнее она изготовлена и чем точнее внешняя отделка, тем лучше она считается. Вместе с тем, должна показывать и высокие лётные качества.
В авиамоделинге наиболее сложными считаются летающие модели-копии самолётов, кордовые и особенно управляемые по радио.
Люди хотят летать
Модель Владимира Мельникова абсолютно идентична настоящей.
«Это особая модель, – объясняет Владимир. – Это самолет, летящий по пилотажной камере. Изображение полностью передаётся на очки. Я на земле, а ощущения те же, что и в кабине. Такие модели используют для подготовки пилотов. Когда человек приступает к полётам, он должен, так же как и при обучении автомобильному вождению, привыкнуть ко всему. Если летать на настоящем самолёте – это риски, затраты, здесь же всё обходится зарядкой аккумулятора. Пролетав около 100 часов, можно садиться на настоящий самолёт и сразу крутить те фигуры, которые крутят люди, обучающиеся на настоящих долгое время. Знаю, что те, кто работает пилотами реальных самолётов, часто говорят, что у них в работе нет тех впечатлений, которые они получают на модели, там, мол, нельзя похулиганить. Я пилотом не стал, хотя авиацией увлекаюсь с детства. Авиамоделингом вообще часто занимаются люди, мечтающие быть лётчиками. А модель позволяет воплотить мечты».
У сына Владимира 12-летнего Сергея Мельникова есть все шансы осуществить и папину, и свою мечту – стать лётчиком.
«Первый мой полёт состоялся в пять лет, я тогда сделал какую-то фигуру на небольшой модели. До пяти лет ещё учился на симуляторах. Потом начал развиваться, потихоньку увеличивал размер модели, делал разные фигуры, перешёл на реактивные. Летаю на спортивном самолёте Су-29, выполняю фигуры, которые считаются экстремальными, и некоторые из них сделать на реальном самолёте вообще невозможно в силу конструкторских причин».
Фестиваль «Тульские крылья» проходит уже в 11 раз, и вот с чем соглашаются все пилоты: это отличная возможность популяризировать авиамодельный спорт, а главное – поделиться новыми умениями и радостными открытиями с соратниками, почувствовать общность имеющих крылья.