Примерное время чтения: 3 минуты
525

«Гуманность металла». Зачем Гьотти красил скульптуры под дерево?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. "АиФ в Туле" 26/06/2019
Романов Кирилл / АиФ

Как рассказывает заведующий Тульским художественным музеем Александр Аладин, институт при поддержке итальянского посольства занимается «пропагандой» искусства итальянских художников в России и Восточной Европе. Куратор этой выставки – Энцо Форнаро, организатор выставок современного искусства. 

Справка
Массимо Гьотти, которого называют «укротитель металла», родился в 1938 году в Турине, где закончил Туринскую Академию художеств Альбертина, защитив дипломы по живописи и скульптуре, что наложило отпечаток на все его творчество. Оно – постоянный симбиоз живописи и скульптуры. Гьотти - практически классик итальянской скульптуры, выставка «Гуманность металла» побывала уже в нескольких России, но в Тулу его работы привозят впервые.

Стальное увлечение

В «Гуманности металла» Гьотти тоже соединяет свои таланты в живописи и скульптуре, создавая синтетические объекты в эстетике абстракционизма.

Зритель может увидеть здесь вполне классическую для модернизма скульптуру: геометричные объекты из полированной стали, некоторые из них окрашены. Гьотти даже красил некоторые свои скульптуры под дерево, чтобы уйти от прямой аналогии с металлом, но в Туле представлены только небольшие абстрактные композиции из полированной стали, которые перекликаются с полотнами, которые сам Гьотти называет «плоскими скульптурами». Особенность этих работ в том, что внутренние силы, которые в скульптуре передаются через объём, здесь разлиты по плоскости холста (холст здесь – это лист полированной стали, обработанный шлифовальными кругами). Металлическое полотно дополняется цветовыми плоскостями основных цветов (красного и синего) различной плотности, разрезающими формат стального листа. Именно за счёт стальных полос достигается динамика – фактура светится, играет отражениями стоящих напротив скульптур, стен, пола, мелькающих фигур, неожиданно вылавливает зрительский взгляд и возвращает его причудливо искаженным, холодно-потусторонним, металлически-цепким. Жесткий статичный металл живёт диковинной внутренней жизнью, становится самым непостоянным, изменяющимся объектом в помещении.

Графика поддерживает экспозицию работ из стали, повторяет те же мотивы.

«Здесь мы показываем генезис Гьотти, его развитие, – говорит Александр Аладин, – он ведь начинал, как вполне традиционный скульптор, хотел лепить человеческое тело с его внутренним динамизмом, энергетикой. Но увлёкся сталью и стал искать особенную, современную выразительность, пытаться воплотить внутреннюю энергию этого материала. Очень интересны его уличные работы. Это монументальные скульптуры, находящиеся в основном в Италии. Они построены из разных объёмов с включением металлических поршней, пружин. Там напряжение материала и внутренний динамизм формы выражены в ещё большей степени». 

Говоря о современном искусстве, чаще имеют в виду британских, американских художников

Примечательно, что хотя Массимо Гьотти вполне признанный мэтр, известно о нём не много. В русскоязычном сегменте интернета поисковики на запрос «скульптор Массимо Гьотти» выдают афиши выставок или небольшие рецензии. О самом художнике нет даже русской статьи на Википедии, да и английская, как и родная итальянская, достаточно скудны.

Недостаточная видимость искусства

«Мы, на самом деле, мало знаем о нынешнем итальянском искусстве, - объясняет Александр Аладин, - Оно находится немного на периферии арт-мейнстрима. Говоря о современном искусстве, чаще имеют в виду британских, американских художников, при том, что Италия - родина классического искусства, и вообще страна, с точки зрения визуального – одна из самых продвинутых. Вспомните римскую классику, кватроченто, эпоху барокко! В коллекции нашего музея также представлен ряд работ выдающихся старых итальянских мастеров: Доменико Фетти, Луки Джордано и т.д. Но современная итальянская живопись и скульптура, увы, остаются для нас некой терра инкогнита, потому что не так часто появляются в России. Нынешняя выставка, надеемся, отчасти исправит это положение».

Тульский художественный музей и Энцо Форнаро работают над решением этой проблемы. В маленьком выставочном зале, очевидно, не вместить многого, но эта экспозиция призвана скорее не углубить знания, а познакомить и заинтересовать, восполнить недостаточную видимость современного итальянского искусства.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах