Гости выставки «Русский север. Народное искусство» увидели в небольшом зале Музея декоративно-прикладного искусства старинные прялки, Вологодское кружево, Щепных птиц, шкатулки из кости мамонта и берестяные туески.
Льняная «паутина»
Бросается в глаза изящное Вологодское кружево, похожее на невесомую паутину. На одной работе изображены снежинки с геометрическими фигурами, на другой – растительные узоры. Каждый орнамент по-своему уникален.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/00/2345248/c/568c101c7cecc0e5808ddcc07fabf46b.jpg)
«Всё зависит не только от богатства фантазии, но и от золотых рук мастерицы. Чёткие правила кружевоплетения сложились в России в XVII-XVIII веках. Вплоть до начала XIX века рукоделием занимались дома. Потом в Вологде появилась первая фабрика, на которой трудились крепостные крестьянки. Несмотря на своё давнее появление, Вологодское кружево обрело особую популярность в конце XIX – начале XX века. Тогда эти изделия впервые попали в Европу, где очень быстро стали модными», - рассказывает первый заместитель генерального директора «Тульского музейного объединения» Марина Кузина.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/fb/2346611/c/93d71b1c1588b10ceba57924f606e2d7.jpg)
Кстати, сокровище Русского севера очень похоже на Белёвские произведения искусства. И, тем не менее есть отичие.
«Если Белёвское кружево плели из французского шёлка, то Вологодское – исключительно из льняных нитей. Видите, какое оно прочное и бархатное с виду? Сразу возникает ощущение домашнего тепла», - продолжает Кузина.
Вологодское кружево очень ценилось среди купчих. В северных регионах России оно считалось одним из самых востребованных элементов декора.
Подарок дочери, невесте и жене
Бытовые предметы не только наполняли крестьянский дом уютом, но и оберегали его от нечисти. Одними из таких были резные прялки, считавшиеся символами плодородия и вечной гармонии бытия.
На выставке представлено 28 прялок середины XIX века. Все они привезены из Архангельской, Вологодской, Ярославской областей и Поволжья.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/fb/2346607/c/032926c1c13ac56d3b4df9fc76a5f382.jpg)
«Особенно люблю иконописные прялки из Архангельской области, на которых изображены целые узорные ряды, а в каждом ряду – свой утончённый орнамент с церковными символами», - продолжает Марина Кузина.
Древнерусская прялка состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние экземпляры вырубались из пня с корнем. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/fb/2346610/c/9262ec90b9ba92f71acb82a8a5b19002.jpg)
Искусные мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, преподносили их в дар невестам, жёнам и дочерям. Богато украшенная резьбой или росписью, этот бытовой предмет всегда висел на видном месте. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.
Птицы счастья
На потолке висят хрупкие Щепные птицы, привезённые из Архангельской области. Их хвост и крылья с пёрышками вырезались из расщеплённой сосны, отчего эти хрупкие изделия и назывались «щепными».
«По поверьям щепная птица олицетворяла солнце и приносила в дом многие блага. Раньше такие поделки висели почти в каждом доме крестьянина в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью», - рассказывает заведующая научно-просветительским отделом филиала «Музея декоративно-прикладного искусства» Виктория Киндышева.Под птицами – три шкатулки с утончёнными узорами на одной из тёмно-зелёных витрин. Холмогорская резьба по кости – сочетание русской и западной культур, а также ещё один уникальный народный промысел родного севера.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/fb/2346609/c/9eec2d12028165d13197a242edeb040e.jpg)
Холмогоры - село в низовье Северной Двины, административный центр и крупнейший населённый пункт Холмогорского района Архангельской области. Считается родиной русского учёного-естествоиспытателя Михаила Ломоносова.
«Материалом для мастеров служит моржовая кость, кость домашнего скота, а также бивни мамонта. Бивни мамонта используются до сих пор и даже стали основным материалом для сегодняшних изделий холмогорских мастеров. Основными работами мастеров были не только шкатулки, но и гребни, браслеты, табакерки», - продолжает специалист.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/fb/2346608/c/e341c2e1c50e44a550c02fae7c34131a.jpg)
Работы серверных резчиков настолько ценились, что одни выставлялись в Оружейной палате в Москве, а другие – переходили к царским особам.
Термос из берёзы
Завершающий штрих выставки – берестяные корзинки-туески, выполнявшие в древности роль современных термосов. Предки клали в них соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты, как правило, хранились в такой корзинке долго, а некоторые овощи даже приобретали особый терпкий аромат.
«Туес поражает простотой и мудростью конструкции. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остаётся небольшая воздушная изоляционная прослойка. Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятая со ствола целиковый кусок бересты. Его заготавливают специально, в определённое время года. Нужен немалый опыт для того, чтобы случайно не навредить дереву», - отмечает Виктория Киндышева.
Наружная стенка предназначена для декора, из-за чего её называют рубашкой. Рубашку украшали яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом или тиснением. Иногда вплетались и полоски бересты. Интересно, что такая корзинка собиралась без гвоздей и клея.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/4c/2346619/c/b6471203eafe82324f8b4d2a94c9dd84.jpg)
Особым качеством исполнения отличаются изделия с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Для классических туесков обязательны дискообразные крышки с донышками, а также деревянные ручки-дужки.