С православного Рождества (7 января) и до Крещения (19 января) в России продолжаются Святки. Для наших предков они играли огромную роль. В этот период жители Тульской области колядовали, гадали на суженного и будущий урожай, ходили друг к другу в гости. Ученые Государственного музея-заповедника «Куликово поле» записали в этнографических экспедициях любопытные особенности обрядов, бытовавших в Куркинском, Киреевском и Кимовском районах нашего региона на Святках.
По другую сторону
По словам Игоря Бурцева, научного сотрудника музея, колядующие в эту пору становились некими «посланниками» из иного мира, олицетворяли связь между миром живых и умерших предков.
Ряженые надевали одежду, вывернутую на изнанку, рванину, мастерили маски с рогами, использовали бороды и овечьи шкуры. Лица мазали сажей, мукой, помадой или румянами.
«Чаще всего колядующими использовались образы стариков, старух, цыган, нищих. Их атрибутами были мешки и посохи. Иногда посох заменялся весами, безменом, металлической палкой с грузом на одном конце и крюком на другом. Старики и старухи олицетворяли человека, близкого к смерти, нищие — чужаков, странников, незнакомцев. Цыган — обманщика, колдуна», — рассказывает Бурцев.Традиции наказания
Он поясняет, что одной из функций, которую брали на себя колядующие, было воспитание: например, ими запугивали детей, чтобы те слушали мать. Также ряженые «контролировали» сохранение традиций.
4 килограмма пряжи считались хорошим «нормативом». Если же прядильщица за зиму произвела меньший объем, ее могли извалять в снегу или угрожали избить безменом. Упоминания о таких наказаниях были записаны учеными в селах Грибоедово и Себино.