Примерное время чтения: 6 минут
115

«Дойная корова» Чехова. Театр кукол без кукол и всерьёз

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ-Тула" 07/07/2021
Кирилл Романов / АиФ

Новый главный режиссёр Тульского театра кукол Юрий Богородицкий представил свой дебютный спектакль на сцене детского театра. Однако постановка адресована не маленькому зрителю, а взрослому, и совсем она не кукольная.

Как утверждал Антон Павлович Чехов, одиночество не может быть постоянным, всё равно люди должны быть вместе.
Как утверждал Антон Павлович Чехов, одиночество не может быть постоянным, всё равно люди должны быть вместе. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Универсалы

Репертуар тульского кукольного пополнил спектакль «Медведь» по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Что и говорить, шаг смелый и одновременно традиционный. Смелый потому что автор серьёзный, а традиционный по причине наличия опыта в этом направлении, ведь в последние несколько десятилетий театр неоднократно выпускал спектакли, как теперь принято говорить, для публики 18+. Это постановки и с куклами, и без них.

Без них обошлось и в нынешнем представлении. Единственным элементом, напоминающим принадлежность чеховского «Медведя» к кукольному театру стала сцена, в которой главная героиня исполняет песню, а изображения висящих на стене портретов покойного мужа и других родственников «оживают» и ей подпевают - у них открываются рты и двигаются усы. Это стало возможным за счёт вмонтированных в портреты мимирующих масок, которыми изнутри управляют актёры.

«Однако театр своей специфики вовсе не теряет и остаётся детским кукольным. Это было и есть главным направлением, - поясняет Юрий Богородицкий. - Просто у артистов есть достаточный резерв, позволяющий реализовываться и в драматических спектаклях для взрослых. Почему бы это не использовать?»

У Антона Павловича жанр произведения обозначен как «шутка в одном действии». В тульском кукольном «Медведь» также будет идти в одном действии, только режиссёр назвал свою постановку иначе - комедией. Хотя содержание событий, выписанных в первоисточнике, на первый взгляд, несколько далеки от комедийных.

«Он никогда не видел таких решительных женщин».

«Есть» его по чуть-чуть

После смерти мужа помещица Елена Ивановна Попова замкнулась в скорби и горестных переживаниях, став затворницей. Она дала себе клятву до самой могилы не снимать траура и не видеть света. И никакие увещевания её лакея Луки, призывающего молодую и красивую хозяйку не хоронить себя заживо, на неё не действовали.

Метаморфозы начинаются с приездом к Поповой хозяина соседнего поместья Григория Степановича Смирнова, требующего немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны. При этом он настолько эмоционален, что в доме всё рушит и ломает. Помещица в связи с отъездом приказчика по делам просит подождать пару дней и называет гостя невоспитанным грубияном и медведем. Получив отказ, помещик вызывает вдову на дуэль. К удивлению, Попова принимает вызов, приносит пистолеты при этом ещё и просит Смирнова научить её стрелять.

Он никогда не видел таких решительных женщин. От её цельной и твёрдой натуры, перед которой Смирнов оказывается бессилен, он одновременно приходит и в восторг, и в бешенство. Во втором случае от того, что не смог побороть её характер. В возникшем конфликте они понимают, что нужны друг другу. История заканчивается долгим поцелуем. При этом, Смирнов и не думал, что Попова так его закрутит, что он так растеряется и в итоге влюбится.

«Идея поставить Чехова у меня всюжизненная, - говорит режиссёр. - А выбрал одноактную пьесу вместо больших произведений Чехова - «Три сестры» «Вишнёвый сад» и других его шедевров, потому что к ним надо внутренне прийти, нужно понять, что я хочу, ставя эти пьесы. Как и любой вкусный материал, чеховские творения нужно «есть» по чуть-чуть. Попробовал малость - понял, что вкусненько, значит можно ещё больше попробовать - тоже оказалось вкусненько. Так постепенно и надо идти от малого к большому. А если сразу всё хапнуть, то можно подавиться. В «Медведе» мне понятна тема - тема одиноких людей. Но одиночество не может быть постоянным, всё равно люди должны быть вместе, утверждает автор. И я этой мысли следовал при создании спектакля, актёры мне помогали.  Мне было крайне интересно работать». 

Уйди, ковид!

Режиссёр решил не замыкать действие в границах достаточно небольшой сценической площадки и расширил пространство за счёт некоторых приёмов. Так, к примеру, Смирнов заходит в гостиную Поповой, которая на сцене, не из-за кулис, что было бы ожидаемым, а через центральный вход зрительного зала. Проходка мимо рядов колоритного эмоционально возбуждённого персонажа добавляет живости в происходящее.

Что же касается комедийной направленности, то смешные ситуации в этой истории заложены Чеховым изначально. Некоторые комические детали не были заранее продуманы ни постановщиком, ни исполнителями. Они рождались в процессе репетиций.

Примечательно, что для кукольников, чаще играющих детские спектакли, состоящие из простых и коротких реплик, никаких сложностей с запоминанием объёмистого текста в работе над «Медведем» не возникало.

Оформила спектакль художник-постановщик Тульского театра кукол Надежда Ванина. Ей удалось смоделировать в одну целую картинку одновременно и бытовую составляющую декораций и окружающий пейзаж усадьбы. Музыку написал местный композитор Алексей Симоновский.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Премьера намечена на сентябрь, если конечно позволит эпидемиологическая обстановка. Так же в ближайшее время приглашённые режиссёры из Санкт-Петербурга Николай Боровков и Станислав Мозговой начнут работу над «Гулливером» и «Щелкунчиком», и зрители увидят классические сказки уже предстоящей осенью. В планах Юрия Богородицкого - масштабная постановка кукольного спектакля для детей с максимальным привлечением всех артистов труппы.

Справка
Пьеса «Медведь» была написана Чеховым в 1888 году, в этом же году впервые была напечатана в газете «Новое время» и поставлена в московском театре Корша. Успех произведения помог автору улучшить материальное положение его семьи. В связи с чем, согласно утверждению литератора В. В. Билибина, Антон Павлович шутил: «Моего «Медведя» следовало бы назвать «Дойной коровой». Спустя годы пьеса стала ещё более популярной. Она ставилась не только в театрах нашей страны, но и экранизировалась более чем тридцать раз за рубежом. С 1938 по 2010 год «Медведя» снимали кинокомпании Чехословакии, Венгрии, Польши, Финляндии, Швеции, Бельгии, Франции, Германии, Греции, Великобритании, Дании, США и Канады.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах