Примерное время чтения: 13 минут
79

Что посеем и пожнём? Музей «Куликово поле» планирует посевные работы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. "АиФ-Тула" 09/04/2025
Куликово поле.
Куликово поле. / Роман Солопов / Из личного архивa

В середине апреля Государственный музей-заповедник «Куликово поле» планирует посевные работы на границе Куркинского и Кимовского районов — у деревни Хворостянки и села Монастырщино.

Около 1300 гектаров памятной территории будут засажены пшеницей, овсом и ячменем. Эти зерновые культуры местные крестьяне сеяли и в конце XIX — начале ХХ века. Предлагаем сравнить опыт предков и современников и узнать, насколько изменился характер посевных работ спустя столетия. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

Что сажать будут

В течение многих столетий сельское хозяйство было традиционным занятием и главным источником продовольствия жителей русских деревень, а также богатой кормовой базой для скота. Российский исследователь, автор 80 книг хозяйственного содержания Василий Левшин в своем труде «Топографическое описание Тульской губернии. 1803 год» рассказывает, что в регионе в начале XIX века крестьяне сеяли пшеницу трех видов — озимую, ледяйку и яровую, а также рожь, ячмень, овес, гречиху и горох.

Сельскохозяйственные работы на Куликовом поле.
Сельскохозяйственные работы на Куликовом поле. Фото: Из личного архивa/ Роман Солопов

По информации из этнографических отчетов специалистов Государственного музея-заповедника «Куликово поле» 1998-2000 годов, на территории Первого ратного поля России в конце XIX — начале ХХ века основными посевными культурами были рожь, гречиха, овес, просо. Пшеница как зерновая культура была введена лишь в колхозное время — в 1930 годах. Сажали на Куликовом поле и технические культуры: в Журишках высевали лен, а повсеместно — коноплю. Её называли также «семечки», «семя», «мочёльник», «мочённик» и использовали для ткачества, витья веревок и выжимания масла. В ХХ веке на Куликовом поле стали сеять также ячмень, горох и чечевицу. В качестве кормовых культур выращивались кукуруза и вика.

Непосредственному посеву вышеназванных культур предшествовали серьёзные подготовительные работы. Одной из главных задач крестьянина было удобрить перед пахотой землю навозом. Его готовили просто — вычищали конюшни и складывали в одном месте.

«В куче навоз перегорает и лежит до времени, в которое вывозят оный в поле, — говорит Василий Левшин. — Вывозят его большей частью в июне, ибо время сие необходимо принуждает очистить и просушить скотские хлевы и дворы». Исследователь отмечает, что в начале XIX века в Епифанской и Богородицкой окру́гах, которые входили в большое понятие Куликова поля, были самые плодородные почвы в Тульской губернии. Сформированные растительностью лесостепи, они, благодаря толстому слою чернозёма, удобрений не требовали.

Что касается сельскохозяйственного орудия, то российский исследователь Василий Левшин утверждает, что в начале XIX века плугов и их разновидностей — косуль и сабанов — в Тульской губернии не применяли. Исследователь пишет, что при посеве деревенские жители использовали сохи, которые были дешёвыми, и каждый крестьянин мог сделать и починить их своими силами, и севальни — круглые лубочные лукошки. В них насыпали хлебные зерна и затем рассеивали их по полю.

В конце XIX — начале XX века картина была иной. Согласно отчётам фольклорно-этнографических экспедиций сотрудников музея-заповедника «Куликово поле», в селе Никитском Воловского района Тульской области до Великой Отечественной войны поля пахали сохой, на лошадях, а в Заборовке и Грязновке до 1950-х годов в работах использовали специальные одно- и двухлемешные плуги.

Купить лошадей и другой скот, а также сельскохозяйственный инвентарь и запчасти — грабли, колеса, дуги и прочее можно было на ярмарках. В Михайловском, например, торговля на Петров день шла вплоть до 1930-х годов.

Ой авсень, ой коляда

Распорядок крестьянского труда подчинялся сезонным циклам, а готовились к посевным работам загодя: к весенне-летней страде надо было привести в порядок соху, борону и телегу, собрать навоз. Немалую роль играли и обрядовые действия, к примеру, поздравительно-заклинательные колядки в Рождественский сочельник и период Святок. Роль этих хвалебных песенок в задабривании будущего урожая описывает фольклорист Владимир Пропп в своём собрании трудов «Русские аграрные праздники». Молодёжь, парни и девушки, собирались ватагами и ходили от избы к избе, прославляя хозяев и выпрашивая угощения. Крестьянину певцы желали то, что ему было важнее и нужнее всего, — здоровье, урожай, приплод у скота, сытость и довольство. Одну из подобных русских колядок Владимир Пропп приводит в пример:

Ой авсень, ой коляда!

Дома ли хозяин?

Его дома нету,

Он уехал в поле

Пашаницу сеять.

Сейся пашаница,

Колос колосистый,

Колос колосистый,

Зерно зернисто.

В этой песне встречается термин «авсень», а в других колядках — «овсень», «баусень», «тусень», «таусень», «таусинь». Это варианты названия поздравительных святочных песен у разных народов. Владимир Пропп утверждает, что овсени не так разнообразны и богаты содержанием, как колядки, а пели их часто под Новый год, а не в Святочный период.

Российский фольклорист Иван Снегирёв относил термин «овсень» к словам «овес» и «сеянье» и связывал с обрядом обсыпания зерном. В этнографических отчётах музея-заповедника «Куликово поле» говорится, что в деревнях Ивановке, Куликовке, Прилипках, Журишках и Татинках — употребляли и такие диалектные вариации «овсеней» — «афсени», «офсени» и «авсяни». Примечательно, что в деревне Вишневой овсени исполняли только девушки, а в Ивановке у хозяев спрашивали разрешение на авсянь. В ответ на поздравление колядующим полагалось угощение — в Себино давали сало и яйца, в Прилипках — пироги, в Татинках — мясо, а в Селезнёвке — свиные ноги.

Среди других интересных обрядов, связанных с подготовкой к сельскохозяйственным работам, Владимир Пропп описывает традицию «посевания» овсом и шествия с плугом. Во время первого в Новый год детишки бегали по избам и бросали зерна в «красный» угол с иконами и пели колядки о богатом урожае зерновых. Второе обрядовое действо — шествие с плугом — по верованиям наших предков, должно было обеспечить в наступающем году лёгкую обработку земли и обильные всходы.

Однако в XVII веке подобные шествия были запрещены правительством. Об этом говорится в Указе царя Алексея Михайловича «Царская грамота в Белгород 1648 года об исправлении нравов и уничтожении суеверия». От правительства не отставала и церковь — пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Филарет в одном из своих указов требовал «чтобы коледы и овсеня и плуги не кликали».

Где ты, месяц молодой?

Собираясь сеять зерно на поле, крестьяне следовали и народным приметам. По верованиям куликовцев, сажать сельскохозяйственные культуры под исход месяца было нельзя, для роста зерновых требовалось обязательно дождаться месяца молодого.

Куликово поле.
Куликово поле. Фото: Из личного архивa/ Роман Солопов

Богатые урожаи наши предки пытались привлечь не только песнями, шествиями и наблюдениями за природой, но и... обрядовой выпечкой! Согласно этнографическим отчетам музея-заповедника «Куликово поле», в марте на праздник Со́роки на Первом ратном поле традиционно пекли булочки в форме птичек, которые называли жаворонками, куликами. С печевом в Березовке ходили в поле, бросали его в овсы или пшеницу, а в Орловке дети крошили булочки на рожь, чтобы Господь давал хороший урожай.

Наряду с народными обычаями, следовали крестьяне и православным традициям. Пахота, сев, сенокос, жатва, молотьба — словом, все работы, ложившиеся на плечи простых людей, не совершались без Божьего благословения. На Куликовом поле, по данным этнографических отчётов, перед началом посевных работ были распространены крестные ходы и освящение земли. Вплоть до 30-х годов прошлого века в церкви освящали семена ржи.

Что растят в наши дни?

«С древнерусского этапа освоения Куликово поле является центром зерновой специализации сельского хозяйства, — говорит руководитель научно-исследовательского отдела природоведческих дисциплин музея-заповедника «Куликово поле» Ольга Бурова. — В научно-практические задачи музея-заповедника входит сохранение традиционного землепользования и выращивание исконных зерновых культур на памятной территории».

Сейчас на Куликовом поле растет 446 гектаров озимой пшеницы, засеянной прошлой осенью и недавно подкормленной. Под пар отведено 395 гектаров земли — ее специалисты обработают от сорняков и подготовят к новому вегетационному периоду. В сельскохозяйственных работах заняты 15 сотрудников и 8 единиц спецтехники — тракторов, МАЗов и кранов.

В апреле планируется посев яровых культур — ячменя, пшеницы и овса — общим объемом 451 гектар. О том, что пора начинать полевые работы, сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» понимают, наблюдая за почвой.

«Если верхушки комков пашни, оставшиеся после осеннего дискования, становятся сероватыми, можно приступать к боронованию — так мы «запечатаем» влагу в земле, — говорит начальник производственной базы Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Елена Алпатова. — После этого, при необходимости, проведём культивацию и приступим к непосредственному посеву».

Жаворонки и полба

В полном объёме многолетний опыт коллектива музея-заповедника «Куликово поле» по изучению и восстановлению традиционных форм природопользования будет представлен в новом музее «Русское поле», созданном в селе Монастырщино к 650-летию Куликовской битвы в 2030 году. Узнать историю земледелия на Первом ратном поле России и сравнить опыт предков и современников можно уже сегодня. В экспозиции Музея Куликовской битвы в Моховом посетители могут выяснить, что сеяли средневековые жители, и увидеть пахотные орудия XII-XIV веков, найденные на Куликовом поле.

Экспозиция в Музее Куликовской битвы в Моховом.
Экспозиция в Музее Куликовской битвы в Моховом. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Голубкова

В кафе Музейного комплекса «Куликово поле» гостям предложат русский обед, куда входит плов с полбой — прародительницей пшеницы, выращенной на памятной территории.

Знакомство с традициями земледельцев прошлых веков ждёт и посетителей тульских филиалов музея-заповедника «Куликово поле». В экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» музея «Тульские древности» представлено археологическое зерно — овёс, пшеница и просо, а также орудия землепашцев первой половины ХХ века.

В экспозиции «10 000 лет до Тульского кремля» Музея-лаборатории Пространства «Археология» можно наглядно сравнить разные злаки — пшеницу, ячмень, рожь, овес, полбу, а на исторической кухне — попробовать блюдо из прародительницы пшеницы в рамках интерактивной кулинарной программы, рассказывающей о Средневековье.

Средневековая кухня.
Средневековая кухня. Фото: Из личного архивa/ Роман Солопов

В течение календарного года участники тематических мастер-классов в Пространстве «Археология» пекут жаворонков и другую обрядовую выпечку, сохранившую верования тульских земледельцев. Частичку Куликова поля можно унести из музея домой — шлифованная недробленая полба есть во всех сувенирных лавках музея-заповедника.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах