Примерное время чтения: 8 минут
163

Чайхана вместо самовара. Откуда в оружейной столице восточные традиции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. "АиФ-Тула" 14/06/2023
Романов Кирилл / АиФ

Ярко, изящно и со вкусом открылось «Музейное лето» в областном центре. Прошло открытие в сердце города — в Кремле. Здесь, в атриуме, в витринах и на стендах — восточные костюмы с пёстрыми узорами, удивительной красоты ювелирные украшения и пиалы, расписанные сочными красками. Какое отношение всё это имеет к оружейной столице? Выставка «По следам Великого шёлкового пути», которая продлится до 17 августа, — как раз об этом.

Справка
Термин «Великий шёлковый путь» возник в 1877 году. Так немецкий географ Фердинанд фон Рихтхокен обозначил сеть дорог связывающую средневековые цивилизации – от Китая до Средиземноморья.

«Сделайте с этим что-нибудь»

«Есть работы среднеазиатских и таджикских художников, Тула и Йошкар-Ола, где надо сделать выставки. Тема — Великий шёлковый путь. Сделайте с этим что-нибудь, — шутя рассказывает о начале работы научный сотрудник Государственного музея Востока Мария Филатова. — Шёлковый путь довольно разветвлённый. Один из его маршрутов — Великий волжский путь, проходивший по территории современного Приволжского федерального округа и через Йошкар-Олу. Крайняя его точка — Тула, которая, конечно, в первую очередь ассоциируется с самоварами и пряниками. А и то, и другое невозможно представить без чая, который в свою очередь, имеет китайское происхождение. Именно чай, наряду с шелками и специями, входил в состав грузов путешествующих с Востока на Запад караванов, которые возвращались обогащённые опытом, традициями и товарами, включая тульские самовары».

Мария Филатова.
Мария Филатова. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Поэтому одной из сквозных тем уникальной выставки стал чай и всё, что ему сопутствует.

Мария Филатова отмечает, что чай в Туркестан был завезён именно из России вместе с тульскими самоварами, например, созданными на фабрике Кузнецова. После чего стали появляться чайханы, которые раньше назывались «самоварами».

Особенный ритуал

Чаепитии в Средней Азии — необходимый ритуал приёма гостей. В любом сельском доме лежит дастархан — скатерть, которую расстилают на ковре. На неё ставят сахарные конфетки — парванда, кристаллы виноградного сахара — навот, запечённые в золе абрикосовые косточки и лепёшку.

Самовары из Тульской области отправляли на Восток. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Распространение чая в Средней Азии связано с возникновением спроса на него в России. «Побаловаться чайком» мог позволить себе не каждый. В 18 веке фунт «караванного чая» в Москве стоил как 50 кг зернистой икры.

Широкое употребление чая в городах средней Азии же началось после 1880-х годов, когда Бухара соединилась с Красноводском железной дорогой.

Вместе с чаем появилась и посуда для заварки. В богатых домах это были бронзовые кувшины с коротким носиком — чойидиш или чойджуш. Пили напиток из фарфоровых пиал, привозимых из России и Китая.

К началу 20 века чайхана стала неотъемлемой достопримечательностью туркестанского города, где обмениваются новостями, обсуждают насущные темы. У чайханщиков даже появился свой покровитель — св. Давуд (библейски пророк Давид).

Чайник для заварки, справа – чаша коса.
Чайник для заварки, справа — чаша коса. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

От кокошника до тиллякоша

«Каждый народ имеет свои узнаваемые символы, узоры, украшения, головные уборы. У казахов — это войлочный калпак, у таджиков и узбеков — тюбетейка или женское украшение тиллякош, которое часто сравнивают с русским кокошником», — объясняет Мария Филатова.

Украшения, к слову, и впрямь похожи. На выставке под витриной — изящный тиллякош, созданный в Узбекистане в конце 19 века, который легко принять за русский головной убор. Нижняя часть налобного украшения имеет форму сросшихся бровей, считавшихся признаком женской красоты, а верхняя — гребня. Здесь и ажурное плетение, и позолота, и кораллы, и гравировка, и серебро.

«Невозможно не заметить и созвучия этих слов, — отмечает музейный сотрудник. — Русское название — от древнерусского „кокошь“ (курица), таджикское от „тилля“ (золото) и „кош“ (брови). Но „куш“ — это птица. Если приглядеться к узору на бровях в нижней части пластины, то увидите гравировку, имитирующую птичье перо».

Восточное украшение
Восточное украшение тиллякош. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Шёлк и ситец

Связующими нитями между Россией и Туркестаном были хлопок и шёлк. На выставке в Туле представлено многообразие халатов и одежд востока. Популярностью пользовались ткани с полосатым рисунком выразительных цветов и ткани с причудливыми так называемыми абровыми узорами. «Абр» — облако.

«Если вы посмотрите на наши экспонаты, то увидите, что у них отогнуты края. Это сделано целенаправленно, чтобы показать: подкладка — из хлопка. Если вывернуть халат наизнанку, то мы получаем выставку текстиля российских мануфактур».

Обмен текстильной продукции между Россией и Туркестаном существовал многие столетия. После присоединения в Средней Азии стало развиваться промышленное хлопковое производство, местный хлопок начли поставлять в Россию, а оттуда на туркестанский рынок хлынули ткани и нити высокого качества.

Комментарии

Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина: «В уникальную экспозицию „По следам Великого шёлкового пути“ вошли и предметы Тульского музейного объединения, в фондах которого немало работ художников, вдохновлённых богатой культурой Востока. Связь наших народов — неотъемлемая часть общей истории и большая перспектива для развития государства. Прививать интерес к ней через искусство, в особенности молодому поколению, — одна из приоритетных задач сегодня».

Директор Государственного музея Востока Александр Седов: «Этот проект позволяет проследить исторические, культурные и экономические связи между Россией и другими странами, находившимися вдоль Великого шёлкового пути, демонстрирует богатство культурного наследия этих стран, его влияние не только на российскую, но и на мировую историю».

Первый заместитель директора Тульского музейного объединения Марина Кузина: «Выставка погружает нас в мир представлений об этом протяжённом пути. Шёлковый путь — то прежде всего торговый путь, который способствовал рождению многочисленных городов и поселений в разных странах, обеспечивая не только благосостояние и рост их населения, но и развитие национальных культур. В настоящее время многовековые культурные традиции и уникальные памятники живописи, декоративно-прикладного и народного искусства представляют большую ценность.

Открытие выставки в Туле — событие чрезвычайной важности, позволяющее показать произведения искусства, хранящиеся в собраниях Тулы, Москвы, Йошкар-Олы, в широком контексте международных исторически связей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах