За неделю цены на бензин в регионе выросли на 0,7%, сообщает Росстат. Средняя стоимость топлива на конец лета — 55, 48 руб. С начала года цены на ГСМ выросли в среднем на 5,5%. Этот рост стал рекордным с 2021 года, когда стоимость бензина в стране выросла на 8%.
С учётом, что почти у 50% семей есть машина, и больше 50% расходов на её содержание уходят на топливо, вопрос резкого повышения цен на него приобретает особую актуальность.
На велосипеде дешевле
«Мы не так часто пользуемся машиной, но каждый раз, заезжая на заправку, видим повышение, — говорит Михаил Золкин. — Это существенно бьёт по бюджету. Причём причина роста лично мне не совсем понятна. По идеи уж у нас-то бензин в стране так расти не должен. Мы и газ, и нефть добываем».
«Хотели с супругой купить самую простенькую машину, просчитали её обслуживание: запчасти, масло, бензин, страховка. В итоге решили, что дешевле ходить пешком ездить на общественном транспорте, — делится Максим. — Велосипеды будут куда лучше. По крайней мере с весны по осень. И дешевле, и для здоровья полезнее. Раньше говорили, что машина это не роскошь, а средство передвижения, сейчас уже получается — роскошь».«Из-за того, что бензин дорожает, а зарплата в целом остаётся на прежнем уровне, была даже мысль продать машину, но так как часто нужно ездить туда, куда на общественном транспорте почти не доберешься, решила пока не продавать», — рассказывает Валерия.
К слову, среди опрошенных нами водителей, несмотря на рост цен на топливо, отказываться от личного транспорта, даже в семьях, где есть не один автомобиль, никто не собирается.
Монополизм — одна из причин
Политолог Илья Гращенков объяснил, что рост цены на бензин и нехватка топлива связаны с логистическими проблемами.
«Значительные проблемы наблюдаются в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Рязанской, Новосибирской областях. Это связано с задержками доставки силами РЖД — поезда с нефтепродуктами идут дольше обычных сроков, из-за чего образуется дефицит», — сообщает эксперт.
Подробнее ситуацию прокомментировала экономист из Тулы Марина Алихнович.
«Среди основных причин роста стоимости ГСМ в России и Тульской области можно отметить монополизм на рынке нефти и нефтепродуктов. Крупнейшие нефтяные компании в стране не только добывают и перерабатывают нефть, но и являются её продавцами. Поэтому, когда цены на нефть падают и компании теряют на продаже сырья, они компенсируют упущенную прибыль, повышая цены на конечный продукт — топливо. Именно монополия крупнейших российских нефтяных — ключевая причина рекордного роста цен на бензин.
Негативно влияет на его стоимость и тот факт, что поздней весной-летом нефтеперерабатывающие заводы уходят на плановый ремонт. Задержки в работе НПЗ приводят к росту цен на топливо как реакция на повышение спроса при прежнем уровне предложения. Классическое проявление „невидимой руки рынка“. Ещё одной причиной роста цен на бензин является рост инфляции, наблюдающийся в России.
В то же время, из-за роста инфляции правительство страны стремится сократить нагрузку на бюджет и с 1 сентября вдвое уменьшит демпферные выплаты по топливу, позволив сократить расходы бюджета страны на 30 млрд. руб. в месяц.
Демпфер используется для стабилизации внутренних цен на бензин. Когда экспортные цены выше внутренних, бюджет доплачивает нефтяникам разницу, чтобы они продолжали поставлять топливо внутри страны. Снижение демпферных выплат не должно привести к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке, однако при этом есть риски недоинвестирования и роста оптовых цен на топливо».
Средние цены на бензин за литр в Тульской области (по данным Росстата):
- АИ-92 — 50, 63 руб.
- АИ-95 — 55, 70 руб.
- от АИ-98 и выше — 65, 97 руб.