"Уважаемые пассажиры, есть желающие на выход?" - задорно спрашивает водитель "маршрутки" Владимир СИНЯКОВ. "Есть!" - кричат ему с задних сидений. "Так я не понял: вам есть или пить?" - улыбаясь, переспрашивает он. Не сразу понятное весёлое настроение мужчины уже после нескольких минут поездки передаётся всему салону.
Танцуя ламбаду
- Ездить с вами - одно удовольствие: заряжаешься позитивом на весь день. Как вы пришли к такой оригинальной манере вождения: шутя вовлекать в разговор своих пассажиров?
- Долгое время я ездил молча. Но часто бывает: бабушки не могут поделить сиденья. Вот я как-то и вмешался в их спор, пытаясь разрядить накаляющуюся атмосферу. Просто сказал всем вежливо: "Доброе утро! Приятного вам дня". Так и пошло. Подобное обращение у туляков вызывает подозрение и интерес, и все тут же перестают ругаться (улыбается).
- Как реагируют пассажиры на ваши шутки?
- Сначала говорили, что не все понимают мой юмор и причину моего хорошего настроения. Привыкли, видимо, к молчаливым водителям. Но потом стали узнавать и на конечных даже специально садиться именно в мою машину, пропуская другие.
Мой "лайн" - это маленький мир, где все равны: и пассажиры, и водитель. Бывало, мы вместе пели песни, а однажды даже сидя танцевали ламбаду! Здесь люди могут расслабиться, хоть ненадолго забыть о проблемах и побыть собой.
- То есть вы ещё и психолог?
- Меня так называли пассажиры-врачи из железнодорожной больницы (смеётся). Но это не психология, а нормальное человеческое поведение. Однажды ко мне сел молодой парень. Глаза колючие, взгляд недобрый - сразу видно: чем-то взвинчен. Доехал почти до конечной. А на выходе пожал мне руку. Смотрю на него - на глазах слёзы от смеха, взгляд чистый, спокойный... И такие перемены случаются довольно часто.
- Не думали стать артистом?
- Нет, хотя предложения были. Я несколько лет выступал на радиоволне "Визави". Программа "Счастливый автолайн" была придумана специально под меня. Я каждый день звонил в прямой эфир из "лайна" и делился весёлыми историями. Мог даже дать трубку кому-то из пассажиров. Ведущие часто не знали, чего от меня и ждать. Было очень весело.
- А тульский пассажир - он какой?
- Часто слышу от приезжих, что туляки злые. Но на самом деле мы суровые. Поэтому ещё ни один враг не прошёл через Тулу!
Пассажиры привыкли к агрессии и странному разделению: "водитель" - "пассажир". Но мы же все вместе, один народ, одни граждане. Зачем грубить друг другу и портить настроение? Я девять лет работаю на "автолайне", уже много людей повидал. Лучше доброго слова и улыбки вряд ли что может быть. Главное - это любовь: как к пассажирам, так и ко всем людям.
- Перед Новым годом по всему городу были большие пробки. На проспекте Ленина даже работал регулировщик, который, по мнению многих водителей, создавал ещё большую пробку. Это нормально, на ваш взгляд?
- Да, я столкнулся с этим. Но нужно понимать: у всех своя работа. И если госинспекция пошла на этот шаг, значит это было нужно. Думаю, перед Новым годом с пробками можно смириться. Всего же пару дней приходится терпеть.
К слову, тульские сотрудники ГИБДД, что бы о них ни рассказывали, очень отзывчивые и трудолюбивые: всегда помогут, подтолкнут машину. Если стоишь у дороги - подъедут, предложат свою помощь. В других городах совсем не так, совершенно другое отношение.
- Чего не хватает тульскому транспорту?
- Любви и уважения как раз и не хватает! Было бы уважение - были бы и дороги нормальные, и отношение к работникам транспорта, и налоги.
Зимой, например, очень не хватает чистки улиц ротором, чтобы снег не сваливали в сторону, загораживая им одну из полос движения, а вообще убирали с дороги. Если рядом припаркуется машина, так вообще проехать невозможно. Но это опять же вопрос культуры.
Построил дом
с мансардой
- Вождение "маршрутки" - дело тяжёлое и физически, и эмоционально. Есть ли у вас хобби?
- Моё хобби - строительство: сам построил для семьи дом с мансардой. Пусть и за десять лет, зато своими руками, от фундамента до крыши. Самостоятельно поставил печь с камином. Тяга к труду и творчеству у меня от отца. Он, художник-оформитель, часто занимался кладкой печей. Я в детстве так и звал его - "папа-ляпа". Думал, это просто. Уже потом, накупив специальной литературы, понял: всё нужно высчитывать до сантиметра, иначе тяги не будет.
Также пишу акварелью или гуашью картины, в основном пейзажи. Единственное, о чём жалею, так это о том, что до сих пор не освоил компьютер. Я бы с удовольствием изучил хотя бы основы мультипликации и делал мультики для детей.
- И о чём бы они были?
- О жизни. Ведь за сюжетом далеко ходить не нужно. Они были бы добрые и поучительные.
Я и стихи с баснями пишу, в основном на основе реальных событий.
- Часто в жизни приходилось применять талант строителя и художника?
- К тридцати годам я осознал силу православной веры и, приехав однажды за духовным советом к схиархимандриту Христофору, услышал от него пророчество, что поеду в Колюпаново и буду восстанавливать монастырь. Так и случилось. В августе 1993 года я в числе добровольцев приехал в Колюпаново. Тогда там была лишь могила святой Евфросинии и многолетние деревья. Деревянный храм давно сгорел. Матушки выделили нам трактор, и мы принялись за работу: выкопали фундамент, стали возводить стены, купол... Помню, однажды приехал я в 30-градусный мороз, чтобы поставить печку. Эта печь потом семь лет кормила паломников.
Стройматериалы собирали всем миром. Я сделал вывеску "Восстановление храма во имя иконы Казанской Божией матери" и установил её на видном месте. К нам стали съезжаться со всей области.
Вместе с профессиональным художником с благословения батюшки я расписывал храм Дмитрия Солунского в Туле.
Если где-то нужна моя помощь, стараюсь всегда помогать.
- Чудеса святого источника испытали на себе?
- Конечно! И не раз. На моих глазах происходили исцеления: останавливались несильные кровотечения, после курса процедур исчезали камни в почках... У людей, потерявших на голове волосы, через какое-то время после омовения они вновь начинали расти. Что уж говорить о серьёзных заболеваниях! Аж мурашки по коже. Святое место, одним словом.
Стараюсь каждый сезон купаться в источнике. Мой рекорд - сорок вёдер ледяной воды на себя в 29-градусный мороз.
- Семья, наверное, не устаёт поражаться вашим талантам?
- Они уже ко всему привыкли. Поражаются больше незнакомые люди. Уже одно то, что мы воспитали пятерых детей, приводит многих в недоумение.
- Вы воспитали пятерых детей?!
- Да, и у нас уже четыре внука. Все наши дети - приёмные. На четвёртом году нашей с Любой совместной жизни батюшка попросил нас приютить одинокую девочку. Потом практически на улице я подобрал маленького мальчика. Что самое интересное: через одиннадцать лет жизни с нами его мать восстановили в родительских правах, а родной отец вернулся в семью. И снова они стали жить вместе.
Дети как-то сами появлялись в нашей семье. И мы благодарны Богу за это. Сейчас они все взрослые, у многих свои семьи. Мы же с женой с удовольствием приезжаем к ним в гости.
- Городская власть помогала приёмной многодетной семье?
- Конечно. В 1995-1996 годах, во время кризиса, тогдашний глава Пролетарского района Владимир Могильников помог с выплатами: их не задерживали и выплачивали в полном размере. Часто в трудные времена помогали с продуктами служители храма Сергия Радонежского. А недавно одному из наших сыновей, признанному сиротой, губернатор Вячеслав Дудка вручил ключи от однокомнатной квартиры.
- Неужели дохода водителя хватало на обеспечение семьи?
- Мы с женой поставили на ноги пятерых детей и никогда ни на что не жаловались. Главное - это любовь в сердце. Тогда слово "тяжело" отходит на второй план.
- Чего желаете в новом году тулякам?
- Делитесь своей радостью друг с другом, и будет вам счастье!