Чтобы ужас
не повторился
Эта история произошла в Тульской области в первой половине 90-х годов, после начала экономических реформ. Когда общество переживает масштабные потрясения, от них в первую очередь страдают дети. История России богата подобными примерами.
После Гражданской и Великой Отечественной войн страна была наводнена сиротами, ставшими беспризорниками. Почти то же самое наблюдалось в реформенный период. Но в середине 90-х, по большей части, беспризорниками становились при живых родителях. Не вписавшиеся в экономические преобразования и оставшиеся без работы папы и мамы "завивали горе верёвочкой", не думая о детях.
Результатом этого становились по-настоящему страшные случаи.
Например, ушедшая в запой мама подалась куда-то "на гастроли", позабыв о пятилетнем сыне. Мальчик месяц с лишним жил один в пустом доме. Питался пойманными тараканами и землёй, которую выскребал из трещин между половицами.
Он остался жив. Как и четырёхлетняя девочка, которую одну-одинёшеньку запирала в доме мать, уходя на пьянки. Порой девочка была позаброшена неделями. Чтобы выжить, она научилась вылезать из форточки на улицу и просить милостыню. Особенно хорошо подавали зимой, когда ребёнок стоял на улице в одном платьишке...
Этих детей вовремя спасли и направили в детские учреждения соцобслуживания. Но необходимо, чтобы подобный ужас не повторился. Сейчас на страну наступает невиданный по масштабам кризис. Многие россияне останутся без работы или лишатся прежнего уровня доходов. И кто-то, по извечной нашей традиции, начнёт "топить горе" в бутылке "сорокаградусной", за хмельным угаром забывая о детях, подвергая их жизнь и здоровье опасности...
Случаи непростые
и совсем тяжёлые
ЕСЛИ ребёнок находится на улице без взрослых и есть признаки того, что он потерялся или оставлен - неряшливо одет, замёрз, голоден, попрошайничает - надо принимать меры. Успокоить, уговорить и привести либо в РОВД, либо в детское социально-реабилитационное учреждение. Кроме того, в это учреждение можно позвонить с сообщением, что в такой-то квартире страдают дети.В Туле немало социальных центров, обязанных помочь детям.
Основанием для временного помещения ребёнка в центр может быть заявление родителей, что им требуется помощь для решения каких-то семейных проблем - со здоровьем, трудоустройством, из-за семейного конфликта. Кроме того, детей имеет право направить в центр комиссия по делам несовершеннолетних, органы соцзащиты, образования, опеки и попечительства.
Как правило, перечисленные инстанции направляют ребёнка в центр в наиболее сложных случаях, когда ситуация в семье стала небезопасной для его жизни и здоровья. И уж совсем "пиковый" вариант, но и такое бывает: в центре может объявиться новый Маугли - "человеческий детёныш" без имени, документов, и хорошо ещё, если умеющий говорить...
Поступившего в центр ребёнка сразу же диагностируют, лечат - при необходимости даже везут на операцию в Москву. И, конечно же, обеспечивают питанием, одеждой и обувью. Юристы решают вопросы оформления недостающих документов, положенных ребёнку алиментов и пособий, закрепления за ним жилища и имущества.
На каждого воспитанника центра составляется индивидуальная программа реабилитации с привлечением необходимых специалистов: психологов, логопедов, врачей. Ведь поступившие сюда дети имеют зачастую недетский опыт страданий.
Так, в одном из соцучреждений четырёхлетнему мальчику сказали, что у него завтра - день рождения. Что по этому случаю у всех будет праздник, его все будут поздравлять и испекут ему торт! Обрадовался бы любой ребёнок. А мальчик начал плакать. За свою недолгую жизнь он усвоил, что день рождения несёт с собой только пьянку, скандалы и побои...
Многие из поступивших в центр детей боятся апельсинов, потому что никогда раньше их не видели. Их приходится долго приучать к этому страшному оранжевому фрукту, который странно очищается, остро пахнет да ещё и брызжется.
Эти дети никогда не видели ложки, чистой постели, комфортных бытовых условий. Некоторые панически боятся белого постельного белья - дома они спали в лучшем случае на полу на каком-нибудь грязном матрасе...
Бродяжничество - признак болезни
Органы УВД и соцзащиты знают наперечёт почти всех бомжей, ночующих под платформами Московского вокзала, живущих на теплотрассах, в канализационных люках. Их регулярно вылавливают, помещают в соцучреждения, но они убегают в Москву, чтобы попрошайничать и развлекаться. Для них бродяжничество - это романтика свободы. Они могли пройти уже не по одному разу через круг: милиция - соцучреждение - побег - милиция.
Раньше говорили, что такой ребенок необучаемый, запущенный, гиперактивный, он плохо себя ведёт. Даже не думали о том, что подобное поведение - это следствие неврологического заболевания.
Теперь при помощи ранней диагностики достаточно быстро выявляют проблемы с центральной нервной системой. Детей лечат. Составляют программы их последующей медицинской и социальной реабилитации.
Но скольких проблем можно было бы избежать, обращая внимание в первую очередь на семью! Помогая ей выстоять в сложных экономических условиях. Беспокоясь о том, каково в ней живётся детям.