В борьбе с гололёдными явлениями (при устойчиво плюсовой температуре) тульские коммунальщики только за январь-февраль щедро отсыпали на дороги и тротуары города половину сезонного запаса пескосоляной смеси (в основном, на периферийных улицах) и реагентов (преимущественно на магистралях и в центре). А вот с выпадением снега, похоже, впервые применили принципиально новую тактику. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Плавят снег
Если в предыдущие зимы его убирали по старинке, то сейчас просто просыпали (или пролили?) улицы химией. К примеру, только за одни сутки 6 февраля израсходовали 7 тонн противогололёдных материалов. Вероятно, логика такова: зачем снег чистить и вывозить, если его можно просто расплавить «не отходя от кассы». Выпадет ещё — реагенты снова заставят его растаять. Наверное, так выходит быстрее и дешевле, чем традиционным способом. К слову, так убирают дороги в городах Белоруссии. Автор этих строк наблюдал такую картину в Гродно: в новый год выпал снежок (впервые за зиму), его пролили жидкими реагентами, вода стекла в ливнёвку. Быстро и чисто.
Иное дело — Тула! После январской пыли, усугубленной пескосолью, под ногами туляков и колёсами их авто образовалась каша, переходящая в лужи и обратно. Оно и в январе после дождей становилось довольно грязно. А теперь город вообще стал навроде Парижа — только грязь пожиже. И тащится всё это на сапогах в личный и общественный транспорт, в дома и квартиры, учреждения — в том числе, социальные, детские.

Безупречных вариантов нет
«А грязь-то откуда?» — поинтересуются туляки. Тем более администрация города весь тёплый январь рапортовала о сборе и вывозе смёта с улиц. Значит, этого смёта оказалось больше, чем дворников, мётел, лопат и тракторов с комплексными дорожными машинами. Так что в борьбе с грязью пока побеждает она. Да и если не лить химию на асфальт, февральское солнце припекает на чёрном в ясные дни, и снег всё равно подтаивает и вместе со смётом мутной жижей стекает на дороги и тротуары.
Ну, а что делать? Безупречных и удобных для всех вариантов при зимней уборке улиц и дорог просто нет. Кто помнит, в советское время ездили по снежному накату, присыпанному песком. Но при сегодняшней интенсивности и скоростях движения это привело бы к массовым авариям. Поэтому и ГОСТы поменялись.
«Обработка противогололёдными материалами улично-дорожной сети проводится по погодным условиям в соответствии с технологическим процессом по зимнему содержанию дорог», — разводят руками в администрации города.
В северной Европе снег не чистят, а укатывают и уплотняют, смешивая с гранитной крошкой. Образуется абразив, который обеспечивает надёжное сцепление колёс автомобиля с поверхностью дорожного покрытия. Опять же не наш метод: где ж взять столько дорогого гранита на огромную страну, да его ещё потом надо убирать и просеивать — до следующего сезона.
Впрочем, у нас, в Туле, в своё время, предлагалось использовать для этих целей более дешёвый гранулированный шлак, образующийся при доменном производстве. Но почему-то эта идея поддержки не нашла.
Защитить кузов, как говорят специалисты, можно. Для этого нужно сделать его дополнительную антикоррозийную обработку (цена вопроса — от 20 до 35 тыс. руб.), применять защитную полироль (от нескольких сотен до несколько тысяч рублей за одну ёмкость), ну, и почаще мыть машину в такое время. И здесь выбор весьма широкий. Это может быть традиционная ручная мойка. Просто сбить грязь и соль обойдётся рублей в 300, а «всё включено» с уборкой салона и багажника, протиркой снаружи и изнутри, нанесением водоотталкивающего жидкого воска будет стоить уже порядка двух тысяч. По времени это займёт от 15 минут до двух часов — в зависимости от объёма работы.
На всякий вкус и кошелёк
Ставшие популярными мойки самообслуживания не столь востребованы зимой, поскольку кузов быстро покрывается ледяной глазурью, а тёплые гаражи есть мало у кого. Тем не менее, приезжают водители и туда, особенно, когда температура воздуха ползёт вверх ближе к нулевой отметке. Там цена вопроса будет зависеть от вашей собственной сноровки, ну, и от того, насколько у вас грязный кузов. Габариты авто тоже имеют значение. Кто-то и за 200 рублей грязь собьёт, а кому-то надо и коврики помыть, и пороги, и т.д. Но после такой мойки без протирки кузова (что затруднительно на морозе — даже лёгком) остаются разводы, которых не будет при мойке роботизированной. Особенно, если таковая предусматривает окатывание кузова водой перед самой мойкой, но эту процедуру предлагают не все «роботы», особенно при усилении морозов.
Разумеется, эти варианты более быстрые. Но как быть, если временем вы дорожите, но надо ещё помыть коврики, протереть кузов, пропылесосить и пройтись влажной тряпкой в салоне? А для этого есть комбинированные автомойки, где на этапе оплаты можно заказать как роботизированную помывку, так и все вышеперечисленные услуги, которые в смежном боксе выполнят вручную. Быстро и сравнительно недорого: за «эконом» надо отдать 350-400 руб. в зависимости от времени суток, «всё включено» обойдётся в 1200-1500 руб. Но таких моек в Туле пока немного.
Незамерзайки больше, чем бензина
Ещё одна строка увеличенных расходов водителей в эти «грязные» дни — стекломой или «незамерзайка». Знакомый рассказал, что поездка в минувшую пятницу из Тулы до Обнинска обошлась ему в 20 литров этой жидкости. Для сравнения: топлива он потратил всего-то литров 15, не больше. Но омыватель тоже требует серьёзного подхода при выборе, как и бензин. Неприятностей здесь может быть несколько. Во-первых, несмотря на этикетку с надписью −30°С, иные «незамерзайки» вполне себе кристаллизуются уже при −10°С. И выковырять потом из бачка этот цветной лёд — тот ещё квест. Во-вторых, есть риск столкнуться с контрафактом на основе метилового спирта. Тульский Роспотребнадзор не раз закрывал точки по продаже таких жидкостей, а полиция накрывала их подпольное производство. Опасность применения такого стекломоя состоит в том, что регулярное вдыхание паров метанола (а их будет затягивать в салон авто) может привести к интоксикации организма.
А льют эту отраву потому, что она банально дешевле. Самая дорогая «незамерзайка» — на основе этилового спирта. Чуть дешевле — наиболее массовая омывайка на основе изопропилового спирта.
Комментарий эксперта
Кандидат химических наук Кахабер Чилачава:
«Что касается реагентов, то в основном это грануляты на основе хлорида кальция, который понижает температуру таяния снега и наледи. Такая соль, разумеется, вызывает коррозию металла, в том числе — элементов кузова автомобиля. «Противоядие» — его антикоррозийная обработка, ну, и мыть машину в этот период нужно почаще.
Что же касается стеклоомывающих жидкостей, то крайне важно избежать использования тех, что приготовлены на основе метилового спирта. Проблема в том, что в «полевых» или домашних условиях установить его наличие в этой жидкости невозможно. Поэтому определённой гарантией будет покупка «незамерзайки» на АЗС или в магазине, хотя это и дороже, чем, скажем, у обочины. Средство на основе этилового спирта можно приготовить и самостоятельно, разбавив его водой в соотношении один к одному. Но такой способ, пожалуй, будет и самым затратным».