Выйти за рамки. Как тульский педагог нашла общий язык со студентами?

Ирина Демихова / личный архив

Практика молодого преподавателя из Донского Ирины Демиховой привлекла внимание профсообщества и позволила ей стать участницей, а потом и победителем Всероссийского конкурса «Мастер года-2022».

Досье
Ирина Демихова. Родилась 29 мая 1992 года в Северо-Задонске. Окончила Донской техникум информатики и вычислительной техники и Тульский институт экономики и информатики. В 2017 году получила квалификацию «Педагог профессионального образования», преподаёт дисциплины по специальности «Информационные системы и программирование». Имеет ведомственные награды. Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мастер года-2022». Замужем. Воспитывает трёхлетнего сына.
   
   

Своя среди чужих

Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Ирина Юрьевна, как проходил конкурс, какие были задания?

Ирина Демихова: Программа получилась очень насыщенной. В один из дней она закончилась для меня поздним вечером, потому как конкурсный открытый урок с детьми начинался в девять вечера.

Суть задания – перед жюри организовать занятие с ранее неизвестными тебе учениками. Мне достались ребята не моей преподавательской направленности - студенты радиотехнического колледжа. Потом перед жюри нужно было провести самоанализ: что получилось, а что нет. И ответить на вопросы. 

Ещё мы решали образовательные кейсы. Перед участниками ставилась педагогическая задача, к примеру, выстраивание отношений с проблемным учеником, который отрицал любые коллективные мероприятия и при этом был среди сверстников лидером. Проблема. И преподавателю нужно было за полтора часа её решить – найти с ребёнком общий язык и оздоровить общий психологический микроклимат в классе. А потом нужно было ещё и рассказать, как бы мы решали подобную задачу в своём учебном заведении и какую методику применяли бы.

Фото: личный архив/ Ирина Демихова

По итогам этих заданий определялись 10 финалистов, которым предстояло пройти заключительное и, пожалуй, самое сложное испытание - творческое задание «Влюбить в профессию». За полчаса нужно было заинтересовать участников фокус-группы своей специальностью. В моём случае - IT-направлением. 

А педагог-то живой...

- Чем же вы сразили жюри?

   
   

- Наверное, тем что живая. Имею в виду манеру общения со студентами, когда намеренно не использовала «умные слова», а стремилась доносить материал доступным для понимания языком. То есть, не на уровне заученных книжных формулировок, а как в повседневных беседах. Конечно, всякий жаргон при этом исключался. 

Считаю, что если не просто следовать методичке, а стараться выходить за рамки предмета и кабинета, то любой учебный процесс можно превратить в увлекательное занятие. В первую очередь нужно стать для учеников другом, открыться перед ними. Тогда и они захотят ответить тем же.

Фото: личный архив/ Ирина Демихова

Вот и на конкурсе незнакомые мне студенты потом подходили после урока и делились своими впечатлениями. Мне и хотелось, чтобы они меня так восприняли - не как педагога, причём из другого региона, а просто как хорошего человека. Студенты ожидали, что урок будет проходить по обычной схеме: озвучили тему, поучились, подвели итоги и разошлись. А я захотела с ними поговорить и многое у них разузнать. Видела, что им это стало интересно. В результате мы неплохо пообщались и я даже оставила им свои контакты.

Аналогично выстраиваю отношения и со своими студентами - веду себя с ними на равных. Не считаю, что преподаватель должен быть выше учеников. Мы одинаковые. И одинаково должны добиться успеха: я - чтобы они усвоили материал, а они - чтобы его получить и суметь применить на практике.

- А что значит «выйти за рамки кабинета»?

- Общаться не только на занятиях, но и после них. Со своим курсом часто встречаюсь вне стен колледжа. Мы ходим в кино, куда-то ездим, что-то обсуждаем, разговариваем на различные темы. Личное общение - это часть работы. При этом любимчиков у меня нет. Просто среди учеников есть кто-то сильный, а кто-то слабый. Но люблю всех, даже двоечника, у которого за прошлый семестр 14 долгов.  

Никакие деньги не нужны

- Интересно у вас получается: профессию получили престижную, а занимаетесь ею в рамках не столь престижной...

- Не спорю, сегодня быть IT-специалистом более престижно, чем педагогом. Но мне нравятся обе профессии. «В учителя» играла ещё в школе, когда брала на проверку тетради одноклассников и думала, что выбор сделан. Но поступила в колледже информационных технологий. А когда после его окончания мне предложили в нём остаться, поняла - компромисс между двумя моими детско-юношескими увлечениями найден.

Сейчас полностью в сферу IT уже не ушла бы. И никакие деньги не нужны. Они не заменят того общения и самообразования, которые получаю в колледже. За 11 лет работы многому научилась, потому что постоянно нахожусь в курсе новых технологий и достижений, да и общение со студентами даём многое. Дети-то у нас какие грамотные! Профессию педагога нужно любить, тогда она будет и престижной, и успешной.

- А почему колледж, а не вуз?

- В колледже совсем другой подход к образованию. Здесь студентов опекают и «гладят», как в школе, ведь по сути они ещё дети. А в вузах с ними никто уже так нянчиться не будет. Там нужно держать ответ почти по-взрослому. Хорошо это, или плохо - трудно сказать. Но так есть. 

А могло быть и лучше

- Как оцениваете уровень подготовки профессиональных кадров в ссузах?

- В них как и в вузах многое зависит от материально-технической базы. Чем больше ресурсов будет у преподавателя, тем больше знаний он донесёт до студентов, и тем эффективней будет обучение. И все понимают, что в плане оснащения есть к чему стремиться. 

- А какие проблемы существуют в педагогическом корпусе? 

- Прежде всего на лицо нехватка самих педагогов, поэтому некоторым приходится работать сверх положенного. Нужно что-то делать в плане привлечения молодых кадров. Возрастные преподаватели - это, конечно, хорошо, потому что у них богатый опыт и они всегда могут что-то подсказать и посоветовать. Но не все. И это чаще касается ситуаций с выстраиванием отношений со студентами, нежели самого предмета. Есть некоторые коллеги, которые «застряли» в своих знаниях и им уже тяжело в силу возраста усвоить что-то новое. Говорю сейчас не о нашем колледже. У нас с этим всё нормально и лично я всегда прислушиваюсь к тому, что говорят старшие товарищи.  

- Так как же всё-таки привлекать молодые кадры?

- В нашем колледже мы сами себе выращиваем преподавателей, оставляя работать успешных студентов, а они потом по целевому направлению поступают на учёбу в педагогический университет. У нас сейчас четыре таких девчонки, которые получают высшее образование в Туле и ведут в нашем колледже учебные занятия. При этом мы им активно помогаем.

Фото: личный архив/ Ирина Демихова

- В самой IT-отрасли наверное тоже проблемы существуют?

- У нас недостаточно каких-то общедоступных курсов для учёбы и развития детей в этом направлении. Всё в основном платное. Школьники, думаю, вообще про информатику забыли, ведь один час в неделю - это мало. И хорошо бы делить занятия на теоретические и практические. Необходимо квалифицированное преподавание. К тому же в этой отрасли нельзя раз и навсегда чему-то научиться, образовываться нужно постоянно. Ведь, к примеру, тот же язык программирования меняется чуть ли не каждый день.

- Ирина Юрьевна, а в семье роль педагога после работы продолжается?

- Бывает проскакивает. Но, считаю, что включать в себе «учителя» одинаково вредно что на работе, что дома. Правда, курируемая мною в колледже группа в общении с другими преподавателями иногда перебарщивает и тогда мне приходится ребят строжить, чтоб не расслаблялись. Но педагогика строится на других принципах, и в воспитании ребёнка моя профессия, думаю, будет мне помогать. Уже сейчас представляю, как в будущем буду добиваться от сына выполнения чего-либо не жёстким напором, а по-человечески. А пока он совсем маленький, ему для начала нужно научиться говорить самому. Вот только пока не знаю, как ему эту мысль донести...