23 октября — Международный день школьных библиотек. Фаина Шихрагимова работает заведующей библиотеки в МБОУ ЦО № 33 уже два года. Как сейчас живут «храмы знаний», она рассказала tula.aif.ru.
Бумажные подруги и советчицы
Полина Сушкина, tula.aif.ru: Фаина Айдиновна, почему Вы решили работать в библиотеке?
Но библиотеку лицея искусств, где я провела свои школьные годы, к сожалению, не посещала, потому что всё моё время в школе с раннего утра до семи-восьми вечера занимали сначала уроки, а потом дополнительные занятия по музыке, да и жила я тогда в совсем другом районе далеко от школы — нужно было успевать и до дома добраться, и уроки сделать. Зато прямо возле моего дома находилась небольшая городская детская библиотека — вот она-то и была моим самым любимым местом.
Посещая его, про себя я всегда задавалась вопросом: «А не скучно ли этой доброй тётеньке в очках и шерстяном свитере сидеть тут целыми днями и выдавать книги? Нет, конечно, можно и самой почитать книжку (ведь чем тут ещё заняться!), но ведь целыми днями всё равно надоест же!» Теперь подобные вопросы школьники уже вслух не стесняются задавать мне.
Преимущество — в живом общении
— Чем школьные библиотеки отличаются от обычных?
— Первое, что приходит на ум — огромный пласт кропотливой административной работы со школьными учебниками. Обычным библиотекам в этом плане повезло. В школе же ежегодно проводится огромная работа по заказу учебников, их получению, обработке, выдаче по классам и, конечно, никуда без бесконечных статистических и материальных отчётов, и занимается этим, как правило, в основном школьный библиотекарь в единственном лице.
Но, конечно же, это не самое главное в моей работе. Горько признавать, но для многих людей, не только «сторонних», но и для работников и руководителей школ, школьная библиотека — это склад учебников и старых книг, которые никто не читает, а работа в ней — "не бей лежачего«.
— Сейчас дети всё чаще используют гаджеты. Как в личных целях, так и для обучения. Утрачивают ли при этом библиотеки свою популярность?
— Совсем нет. Дети так же приходят сюда в случае необходимости, просто несколько меняется формат взаимодействия.
Мы всё время слышим, что современные дети не читают, постоянно сидят в своих гаджетах и не уважают взрослых, если этот взрослый не какой-нибудь тиктокер или ютубер. И мало кто задумывается о том, что ребёнок поколения Z — другой. Это не значит, что школьник XXI века хуже, он просто другой. И он читает. Нам кажется, что его взгляд направлен в экран смартфона последней новомодной модели, но ребёнок, подросток устремил взгляд внутрь себя и задача взрослых — помочь подрастающему человеку современного поколения найти ответ на вопрос «Кто я в нынешнем мире?»
Цель современных библиотек, и не только школьных — решать задачу не только организации досуга школьников с помощью игровых технологий, но и делать этот досуг интеллектуальным, неотделимым от чтения.
— А что дети читают?
— Очень интересуются современной подростковой литературой, особенно в жанре детектив и приключения. Нравится им старая добрая серия «Чёрный котёнок» про юных сыщиков. Также любят добрые истории о животных: большой популярностью у нас пользуются книги писательницы Холли Вебб про котят и щенят, особенно среди юных читателей. И, конечно, всегда стоит очередь на Гарри Поттера.
А после библиотечных мероприятий, посвящённых творчеству детских советских писателей, ребята интересуются их творчеством даже несмотря на то, что книги в фонде старых годов издания, с чёрно-белыми иллюстрациями.
— Как сильно изменились школьные библиотеки спустя, например, 40 лет?
— Школьная библиотека сегодня — не только место хранения книг. Это большая и удивительная территория интеллекта, который закладывается с детства и, даже по мнению учёных, зависит на 90% от чтения и только на 10% от других факторов. Осмелюсь сказать даже больше — посещаемости школьной библиотеки может позавидовать почти любая публичная городская библиотека. И это при том, что редко сюда водят детей организованно, целыми классами, «для галочки», как это возможно при посещении организованных экскурсий и массовых мероприятий, проводимых в публичных библиотеках. Дети идут сюда по собственному желанию.
Это далеко не самое тихое место в школе, как принято считать, наоборот это место очень беспокойное, здесь очень много энергии. Конечно, я слежу за дисциплиной в нашем читальном зале и не позволяю детям стоять здесь на ушах, но никогда не препятствую общению ребят как между собой, так и со мной, если у них есть какие-то вопросы. А уж на интеллектуальных литературных турнирах нашего библиотечного клуба здесь царит настоящее «поле битвы», сражение за звание Самого Умного не на жизнь, а на смерть! Но об этом чуть позже.
— И в чём их преимущества перед гаджетами?
— В живом человеческом общении, которое не в силах дать ни один гаджет, даже с доступом к современным мессенджерам с голосовыми сообщениями и звонками по видеосвязи.
Кроме того, время здесь не регламентировано строгим расписанием и отметками в дневнике и журнале. В библиотеку можно забежать на переменке, полистать интересную энциклопедию, перевести дух от бесконечного вороха домашних заданий и контрольных.
Даже самые застенчивые и робкие ученики не стесняются приходить сюда. Здесь они могут познакомиться и пообщаться с другими ребятами и с библиотекарем, обратиться за помощью в выборе книги, задать вопросы.
Некоторые делятся своими личными проблемами, например, в общении с одноклассниками, рассказывают то, чем по разным причинам не могут поделиться ни с родителями, ни с учителями, ни со сверстниками. Можно сказать, что это работа психолога, и мне сложно отказать ребятам в разговорах «по душам». Здесь не существует лидеров и неудачников, энергичных экстравертов и «забитых» скромников, отличников и двоечников.
«Играют все, не только отличники»
— Как заинтересовать детей?
— Для привлечения детей к чтению и развития внимания, воображения, логического мышления мы создали клуб интеллектуальных игр «Сова Афины». Все дети, посещающие библиотечный кружок, даже самые юные, ещё не знакомые с древнегреческой мифологией, знают, кто такая богиня Афина и почему её символом является сова — мудрейшая птица, покровительница всех людей, стремящихся к получению знаний.
Интеллектуальные игры — это не просто развлечение для учеников, посещающих библиотечный кружок, но и развлечение со смыслом. В деятельности клуба используются технологии известных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Брейн-ринг».
Многие думают, что подобные игры для «суперинтеллектуалов», которые обладают энциклопедическими знаниями, и «простому смертному» недоступны. Или что в клуб могут вступить только «круглые» отличники. Однако это распространённая ошибка: двери открыты для всех учеников, желающих проявить свои знания и получить новые.
Очень важен соревновательный момент таких игр. Представляя себя на месте участника знаменитой телевикторины, школьник нередко превосходит самого себя, ведь полученная в ходе игры информация запоминается лучше, чем обычно.
Игры в клубе проводятся на разные темы — посвящённые значимым календарным событиям, праздникам, памятным датам истории. Или игры, посвящённые русским народным сказкам, сказкам отечественных и зарубежных писателей. Также детям очень интересны подборки вопросов о животных, о природе, а полученные знания они применяют на уроках литературы и окружающего мира.
После каждой игры-соревнования дети активно берут книги с выставки и читают их дома, получая новые знания, которые помогут лучше проявить себя в следующей игре или на уроках по школьным предметам.
— Слышала, что в вашей школе проходит Международный месячник школьных библиотек. Расскажите, что это такое?
— Октябрь — по традиции особый месяц для школьных библиотек. Именно в это время проходит Международный месячник школьных библиотек, утверждённый в 2008 году Международной ассоциацией школьных библиотек. В 2023 году его тема звучит так: «Школьная библиотека: моё счастливое место, где процветают творчество и воображение».
В связи с этим главным событием в нашей библиотеке стали мастер-классы по изготовлению «Книжных подружек» — закладок. Школьники узнают об истории возникновения этих «книжных помощниц», как и когда они появились, из каких материалов были сделаны первые закладки. И, конечно же, сами могут сделать простую, но оригинальную и красивую закладку из цветной бумаги под руководством заведующей библиотекой.
Вообще, закладка — очень полезная вещь при чтении. Она помогает ориентироваться в книге и способствует бережному отношению к ней. Каждый раз, открывая книгу, ребёнок будет видеть её такой, какую сделал сам. Дружелюбные мордочки милых животных отлично поднимают настроение в эти осенние дождливые дни.