Учитель, ставший легендой авиации. Иван Алимкин геройски погиб в Сербии

Иван Николаевич Алимкин мечтал стать школьным учителем. Но жизнь распорядилась так, что он стал одним из асов Великой отечественной. Воевал на Курской дуге, освобождал Киев, погиб в Сербии. Вот такая учительская биография.

   
   

Лучший охотник полка

Родился Иван Алимкин 26 января 1923 года в селе Жердево Щёкинского района. Рос бойким мальчишкой. Не побоялся даже забежать в горящий дом, чтобы вытащить из огня книги. Опять же видел в них и значимость для своей жизни, это тоже о многом говорит. Закончил семь классов Крапивенской средней школы; хорошее образование по тем временам. Затем пошёл на педагогические курсы. Успел даже после них поработать преподавателем начальной школы в деревне Тризново Крапивенского тогда ещё района.

1 мая 1941 года Ивана Алимкина призвали в армию. До начала войны оставалось ещё меньше двух месяцев. Но в боевые действия он включился только в марте 1943-го – до этого проходил обучение в Пермской военной авиационной школе, откуда вышел пилотом легендарного штурмовика Ил-2. Это был самый массовый самолёт Великой отечественной; летающий танк, как его называли.

Рос бойким мальчишкой. Не побоялся даже забежать в горящий дом, чтобы вытащить из огня книги.

На фронт Иван Николаевич попал к началу боев на Курской дуге. Он вёл боевую работу охотником, совершая вылеты на штурмовку и бомбометание скоплений войск и техники противника, железнодорожных и автотранспортных коммуникаций, на разведку и дезорганизацию железнодорожных и автотранспортных перевозок. К концу 1943-го у Алимкина уже было 83 вылета, 25 уничтоженных танков, более 45 уничтоженных автомобилей, несколько железнодорожных эшелонов, два моста. Воевал азартно и отважно.

Как рассказывает его наградной лист, 8 мая 1943 года, выполняя задания на охоту в 3-4 км от станции Готня, Иван Алимкин заметил на перегоне стоящий эшелон с боеприпасами и цистернами. С первого захода вывел из строя паровоз, а последующими пятью заходами с пушек и пулеметов взорвал семь вагонов с боеприпасами и три цистерны с горючим. В прилегающем к станции пункте обнаружил большое скопление живой силы. Сбросив бомбовый груз на головы фашистов, убил и ранил до 60 солдат и офицеров противника.

20 августа 1943 г. погода не благоприятствовала действиям штурмовиков. Младший лейтенант Алимкин, как лучший охотник полка, получил задание вылететь одиночным самолётом и проконтролировать железнодорожную линию Харьков – Полтава. Идя к станции Искровка, заметил движение бензоцистерн, круто спикировал на станцию, сбросил РС (реактивные снаряды) и бомбы. Прямым попаданием бомб был взорван снаряд с горючим и несколько цистерн. Выходя с задания, был встречен ураганным огнем зениток. В результате прямых попаданий был выведен из строя руль высоты. Самолёт на большой скорости помчался к земле. На высоте пятнадцать-двадцать метров сумел выровнять его и, умело маневрируя, на трудно управляемом самолёте прилетел на свой аэродром, благополучно произведя посадку. 

Особенно отличился Иван Алимкин при поддержании наземных войск фронта во время форсирования Днепра и расширения плацдармов на его правом берегу, содействуя в составе своего полка успешным продвижениям наших войск. Также участвовал в освобождении Киева, Белгорода, Ахтырки, Пирятино и других городов.

   
   

Смел, энергичен, хладнокровен

13 апреля 1944 года за успешное выполнение 83 боевых вылетов Ивану Николаевичу Алимкину присвоено звание Героя Советского Союза.

«Проявил высшей степени героизм, храбрость, мужество и отвагу, вкладывая в каждый полёт всё своё умение, знания, энергию и силу на разгром ненавистного врага, – говорилось в его наградном листе. – В бою смел, энергичен, хладнокровен, боевые задания выполняет с большим желанием и ведёт себя в бою мужественно и отважно».

На фронт Иван Николаевич попал к началу боев на Курской дуге.

Награду в июне 1944 года в Москве вручал первый заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР Николай Шверник. В свой короткий отпуск Иван Николаевич заехал домой, и даже пообщался с допризывниками Крапивенского района, рассказал о фронтовой жизни и своих боевых подвигах.

В частности, о том, как его самолёт был подожжён, и пришлось прыгать из горящей машины на парашюте на территорию врага. Здесь, по его словам, он точно установил место, где находится штаб немецкой части, а затем благополучно возвратился в расположение наших войск. Затем командование поручило Алимкину возглавить группу самолетов и уничтожить штаб немецкой части. Задание было выполнено успешно. В завершение встречи Иван Николаевич призвал земляков образцово овладевать военными знаниями, самоотверженно трудиться на колхозных полях.

В последний год войны Николай Алимкин участвовал в Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции и освобождении Румынии, в боях на подступах к Бухаресту. С осени 1944 года участвовал в Белградской наступательной операции и в освобождении Белграда. В начале 1945 года войска Третьего Украинского фронта вместе с югославскими партизанами сражались с немцами на правом берегу Дуная.

18 января во время выполнения боевого вылета самолёт Алимкина в районе сербского села Бачки Брестовац был атакован немецкими истребителями и сбит в воздушном бою. Иван Алимкин и воздушный стрелок, гвардии старший сержант Михаил Анисимов погибли. Ивану Николаевичу Алимкину даже не успело исполниться 22.

«18 января 1945 года гвардии старший лейтенант не возвратился с боевого задания из района Будапешта», – было указано в списке безвозвратных потерь офицерского состава частей 17-й Воздушной армии. Поначалу его считали пропавшим без вести.

Герои-пилоты были похоронены в лесу партизанами. В апреле 1945-го их останки перезахоронили в селе Бачки Брестовац. В тот день земля у могил была устлана коврами и цветами.

Побратимы

Село Бачки Брестовац расположено в провинции Воеводина. Живут здесь преимущественно сербы, по данным переписи 2002 года здесь было 3 469 жителей. На поле возле села установлено крыло самолёта – в память о том, что здесь был военный аэродром. А в центре села – обелиск с тремя фотографиями. Это русские пилоты Иван Алимкин  и Михаил Анисимов, а также местный герой – сербский подпоручик Васа Гайкович, который погиб 19 апреля 1945 года.

Брачка Брестовац сейчас побратим Крапивны.  Их объединила судьба летчика Ивана Алимкина.

Фото: Public Domain

Но дома о том, где похоронен Иван Алимкин, не знали очень долго. О нём вообще знали очень мало. Когда его маму Екатерину Павловну попросили для музея выслать письма и фотокарточку сына, она ответила, что ничего не сохранилось. Фотокарточка есть только одна – из газеты. С того самого награждения орденами в кремле.

Место захоронения путём переписки нашли красные следопыты школы №13. На их послание откликнулся преподаватель русского языка Душан Васич. Он и рассказал о памятнике, который стоит в селе Бачки Брестовац. В 1968 году Душан Васич побывал в Щекине. В Югославию приехала делегация и из Тульской области.

Домой, в Щёкино, с могилы Ивана Николаевича привезли сербскую землю, которую уложили в мемориал у села Жердево. На плите в роще Муром об этом гласит надпись: «Здесь захоронена земля, привезенная с могилы Героя в Югославии».

В Щёкине имя Алимкина носит улица, на одном из домов установлена информационная доска. Имя Алимкина присвоено также электрической подстанции Тульских электрических сетей.

Фото: Public Domain

В селе Жердеве на доме, где жила семья Алимкиных, установлена мемориальная доска.