Служители Фемиды. Что трогает судейские сердца?

С 6 по 8 декабря в Москве пройдёт IX Всероссийский съезд судей. Судейское сообщество Тульской области представят семь делегатов, одна из них – Светлана Бобкова, судья Тульского областного суда.

   
   

Александра Белкина, «АиФ в Туле»: - Чем так важен этот съезд?

Светлана Бобкова Фото: Ольга Дячук

Светлана Бобкова: - Всероссийский съезд судей – высший орган судейского сообщества. Он созывается Советом судей Российской Федерации раз в четыре года. Делегаты избираются от судов всех видов и уровней по нормам представительства. На съезде подводят итоги работы судебной системы, определяют основные направления её развития, обсуждают проблемы, решение которых позволяет повысить эффективность и качество правосудия.

К тому же, на съезде избираются новые составы Совета судей России, Высшей квалификационной коллегии судей РФ, Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи.

От судей нашего региона в работе съезда будут участвовать семь делегатов – двое от областного суда - я и Юрий Рябцев, председатель областного суда, двое судей районных и городских судов и по одному делегату от арбитражного суда, военного гарнизонного суда и от мировых судей.

Я впервые избрана делегатом на Всероссийский съезд судей. Это очень большая честь представлять судейское сообщество региона на таком высоком уровне, и я очень благодарна коллегам, избравшим меня делегатом.

Первым делом алименты

- Светлана Александровна, расскажите, как вы стали судьей?

   
   

- Летом этого года исполнилось 25 лет, как я работаю в судебной системе. Моя трудовая биография довольно типична для судьи. После школы пришла в Советский районный суд Тулы, где работала секретарём судебного заседания, параллельно училась заочно в юридическом институте. В аппарате суда проработала девять лет, а в 2000 году назначена судьёй в тот же районный суд. Через пять лет перешла на работу в Тульский областной суд. Так что в трудовой книжке у меня только два места работы: Советский районный и Тульский областной суды.

- Работа в них сильно отличается?

- Когда я работала в районном суде, то специализации в нём не было – рассматривала и уголовные, и гражданские дела, и дела об административных правонарушениях, судьи сами вели приём граждан. Сейчас работаю в апелляционной инстанции и занимаюсь рассмотрением гражданских дел по апелляционным и частным жалобам на решения и определения (соответственно) районных и городских судов Тулы и Тульской области. Апелляция – это суд второй инстанции. Здесь, в отличие от районного, заседает состав из трёх судей, совместно принимающих решение по каждому делу.

- Вы помните свой первый рабочий день в качестве судьи?

- Как только я вступила в должность, мне передали дела, которые уже были в производстве другого судьи, так что входить в процесс пришлось буквально в первый рабочий день. На первом заседании очень волновалась, постоянно смотрела в процессуальный кодекс, чтобы ничего не упустить. Первое решение – о взыскании алиментов. Ответчиком был мужчина, который уже выплачивал алименты ребёнку от первого брака, а истцом выступала его вторая бывшая жена.

- С чем сейчас чаще всего туляки приходят в суд?

- Материальный закон, который применяется в гражданском судопроизводстве, необъятный: он включает в себя гражданское, жилищное, семейное, трудовое, земельное и прочее законодательство. Мы рассматриваем много споров, возникающих при определении границ земельных участков, связанных с возмещением ущерба от ДТП, о предоставлении жилья. К сожалению, в Тульском регионе большое количество жилых домов, признанных непригодными для проживания из-за ветхости, много аварийного жилья. В последние годы по государственной целевой программе построено немало нового жилья, предназначенного для отселения жителей ветхих домов, но все же его требуется гораздо больше, чтобы обеспечить комфортным жильём всех, кто в этом нуждается. Поэтому люди защищают свои жилищные права, обращаясь в суд с исками о предоставлении жилья вне очереди. Кстати, чаще иски удовлетворятся, как по этой категории, так и в целом.

Рассматривая любое дело, судья пропускает его через себя, потому что невозможно оставаться равнодушным к судьбам людей, которые пришли за разрешением спора.

- Какие сложности в работе судьи?

- Высокая психологическая нагрузка, обусловленная ответственностью за принятое решение. Также сказывается высокая служебная нагрузка: в производстве судьи находятся одновременно несколько десятков дел разных категорий. По каждому делу надо изучить закон, подлежащий применению, разобраться в правоотношениях, выяснить все значимые обстоятельства, оценить доказательства и вынести взвешенное законное решение, и при этом соблюсти установленный законом срок рассмотрения дела. Кроме того, необходимо постоянно отслеживать изменения законодательства. Не успел вовремя посмотреть – можно и ошибку допустить.

В производстве судьи находятся одновременно несколько десятков дел разных категорий. По каждому делу надо изучить закон, подлежащий применению, разобраться в правоотношениях, выяснить все значимые обстоятельства, оценить доказательства и вынести взвешенное законное решение, и при этом соблюсти установленный законом срок рассмотрения дела.

- А как судьи подтверждают свою квалификацию? Экзамены сдают?

- Квалификационный экзамен сдают кандидаты на должность судьи. А судьи периодически проходят квалификационную аттестацию, на которой оцениваются уровень их профессиональных знаний, результаты судебной деятельности. Если судья допускает много ошибок, что ведёт к отмене или изменению вынесенных им судебных постановлений, либо нарушает процессуальные сроки рассмотрения дел, то при решении вопроса о присвоении очередного квалификационного класса это будет учитываться.

- Шесть лет вы возглавляли областной совет судей. Чем он занимается?

- Совет судей – это орган судейского сообщества, к основным задачам которого относятся защита прав и законных интересов самих судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Так, например, мы занимались вопросами, связанными с мировой юстицией. Несмотря на то, что мировые судьи работают в области не первый десяток лет, до сих пор остаются вопросы с их размещением. Условия оставляют желать лучшего. К примеру, в посёлке Чернь судебный участок долгое время располагается в помещении, которое вообще не пригодно для работы мирового судьи. Также мы занимались вопросами реализации Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Согласно этому закону, основная информация о деятельности суда и судебные решения размещаются на официальном сайте суда. Любой человек, даже не являясь участником процесса, может узнать на сайте, какие дела рассматриваются в конкретном суде, какие решения принимаются.

Лучше решать миром

- За это время вы уже рассмотрели несколько сотен дел, а есть те, что вам особенно запомнились?

- Особенно запоминаются связанные с детьми. Тут всегда особые переживания и ответственность за принятое решение, потому что знаешь, что оно может повлиять в целом на дальнейшую судьбу ребёнка. Например, при лишении родительских прав. Некоторые родители, что на самом деле большая редкость, приходят в судебное заседание, плачут, клянутся, что они пересмотрят своё отношение к жизни и к воспитанию ребёнка, трудоустроятся, наведут в своём жилье порядок, просят дать им шанс. При этом сотрудники органов опеки поясняют, что давно ведут профилактическую работу с этой семьёй, но все безуспешно, и поэтому уверены, что детям оставаться в ней опасно. Принимая решение, думаешь, как оно отразится на ребёнке: как он переживёт изъятие из семьи, как сложится его жизнь в воспитательном учреждении, будут ли его родители бороться за то, чтобы их восстановили в родительских правах, или, сдав ребёнка государству, скатятся по наклонной.

Также запоминаются дела, по которым удалось помирить стороны, помочь им прийти к взаимопониманию. Заключив мировое соглашение, участники процесса зачастую признательны судье за то, что внимательно выслушал, вник в ситуацию и подсказал, как, отбросив личные обиды, из неё рационально выйти.

Дело в голове

- Всегда ли удаётся сохранять беспристрастность?

- Да, этого требует закон и это важнейший принцип судопроизводства. Но беспристрастность и равнодушие – не синонимы. Рассматривая любое дело, судья пропускает его через себя, потому что невозможно оставаться равнодушным к судьбам людей, которые пришли за разрешением спора. В суде равнодушные не работают. Как можно ничего не почувствовать, когда рассматриваешь дело о возмещении вреда здоровью, причинённого ребёнку, который попал в аварию? Приходят родители-истцы, приносят фотографии - каким был ребёнок до аварии и каким стал, показывают медицинские документы с неутешительными прогнозами. Отец и мать со слезами рассказывают, как изменилась жизнь их семьи после трагедии: теперь всё направлено только на уход за тяжело больным ребёнком, на поддержание его жизни. А ответчик при этом сидит с каменным лицом и безучастно говорит, что он материально не обеспечен, ущерб возмещать ему не с чего. И ни слова сожаления, ни предложения о помощи. Однако, несмотря на эмоциональную составляющую, дело нужно рассмотреть в строгом соответствии с законом. Хотя признаться, после таких дел сердце болит.

- То есть работу в дом всё-таки приносите?

- Дело и связанные с ним спорные моменты всегда в голове. Даже занимаясь в выходной домашними делами, так или иначе возвращаешься к ситуации, обдумываешь свои сомнения, оцениваешь, как правильно разрешить спор. От этого невозможно абстрагироваться.

- Считается, что должность судьи – это высшая ступень в карьере юриста. Как до неё добраться? Какими качествами должен обладать судья?

- Во-первых, судья должен быть высоко квалифицированным специалистом, постоянно стремящимся к повышению своего профессионального уровня, а также дисциплинированным и ответственным человеком. Не сможет он работать без объективности и принципиальности.

Во-вторых, у него должны быть соответствующие личные качества. В частности, высокая мораль, как бы высокопарно это не прозвучало. Очевидно, что, если судья, управляя личным автомобилем, грубо нарушает правила дорожного движения, то, как он, придя на работу и надев мантию, может рассматривать дела в отношении таких же правонарушителей? Также судья должен быть мудрым и сдержанным. Особый статус судьи сопряжен с установлением для него целой системы запретов и ограничений, как в профессиональной, так и во внесудебной деятельности. Даже бытовых конфликтов судья должен избегать. Тут уж не поругаешься в сердцах с соседями, по нерадивости затопившими твою квартиру...

Как лицо, осуществляющее правосудие, судья должен избегать всего, что так или иначе может подорвать авторитет судебной власти в его лице. По большому счёту, судья – это образ жизни.