Помощь здесь и сейчас. О защите прав пенсионеров и навязанных услугах

Кирилл Романов / АиФ

15 марта отмечается День защиты прав потребителя. В преддверии праздникам мы пообщались с начальником отдела Управления Роспотребнадзора, отвечающим за это направление, Ольгой Елистратовой.

   
   
Ольга Васильевна Елистратова. Фото: Из личного архива

Торговля и займы

Антонина Афанасьева, «АиФ в Туле»: Ольга Васильевна, с какими жалобами туляки обращаются чаще всего?

Ольга Елистратова: Как и прежде, наибольшее количество нареканий касается розничной торговли - порядка 60%. Также туляки часто жалуются на предоставление бытовых и финансовых услуг, услуг связи. За прошлый год мы получили более 13 тысяч обращений, в 2020-м их было на тысячу меньше. Основная масса обращений – устные, поступающие по телефону горячей линии, в общественную приёмную Управления, Консультационный центр.

Досье
Ольга Елистратова. Родилась в 1967 году в Тульской области. В 1990 году окончила Московский институт прикладной биотехнологии. 13 лет в Управлении Госторгинспекции по Тульской области инспектором по качеству товаров, в 2005 году после слияния Госторгинспекции и Санэпиднадзора - в отделе защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области. С 2021 года – начальник отдела. Есть взрослая дочь и семилетний внук.

- Какие наиболее значимые «дела» находились в работе Управления в 2021 году?

- Отдельного внимания заслуживают вопросы защиты прав социально-уязвимых категорий населения. Это одно из приоритетных направлений нашей работы. В 2021 году рассмотрено 167 письменных заявлений пенсионеров, инвалидов и законных представителей несовершеннолетних детей. Почти половина жалоб касалась розничной торговли: продажа товаров ненадлежащего качества, отказ в возврате денег, нарушение правил продажи.

Остальные вопросы посвящены сфере оказания услуг: расторжение договора на оказание платных медуслуг, причинение вреда здоровью детей при оказании услуг, отказ в доступе к товарам и услугам по причине, связанной с состоянием здоровья потребителей и др.

Часть обращений послужила поводом для проведения проверок, в ходе которых выявлены различные нарушения. Виновные оштрафованы на более чем 300 тысяч рублей.

   
   

Мы также помогаем с судебной защитой. Например, к нам поступило обращение от пенсионера, который обратился в фирму за платной юридической помощью. Однако, заплатив 20 тысяч рублей, он получил услугу ненадлежащего качества. Управление помогло вернуть уплаченные деньги, а также взыскать неустойку и моральный вред. По решению суда, юрфирма должна выплатить потребителю в три раза больше денег, чем цена договора.

Ещё одна важная задача – надзор за оборотом меховых, обувных, парфюмерных, фото- товаров, шин, табачной и молочной продукции, товаров лёгкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Из-за нарушений, выявленных в ходе проверок в прошлом году, из оборота изъяты и арестованы 8,5 тысяч таких товаров, виновные заплатили в общей сложности около 800 тысяч рублей.

Кстати, по этому направлению мы активно работали с тульскими таможенниками, благодаря чему удалось арестовать крупную партию обуви – 13 тысяч пар, перевозимую из Киргизии.

В финансовой сфере наиболее актуальными проблемами остаются недобросовестные практики, посягающие на права потребителя. Часто клиентам навязывают дополнительные услуги или включают их в договор, о чём потребитель может даже не знать.

К примеру, к нам обратился мужчина, который взял микрозайм. Однако сумма, на которую он рассчитывал, оказалась меньшей, чем в договоре. Выяснилось, что в числе оказываемых услуг ещё и дополнительное страхование, о котором клиенту не сообщили и не дали возможности отказаться от него. В итоге компания оштрафована на 100 тысяч рублей.

Грамотность растёт

- Часто бывают ситуации, когда люди обращаются к вам, а в итоге их жалоба безосновательна?

- Бывают случаи, когда требование потребителя, адресованное продавцу или исполнителю, является незаконным. К примеру, покупая ряд товаров (бытовую технику, парфюмерию, лекарства и т.д.) покупатель должен быть особенно внимательным. Такие товары, при условии, что они хорошего качества, но не подошедшие по форме, размеру, расцветке, габаритам, фасону, нельзя обменять.

- Больше ли туляков за последние годы стали знать о своих правах?

- Ежегодно мы проводим социологический опрос населения. Анализ полученных данных показывает рост правовой грамотности более чем в два раза за последние 10 лет. Около 70 % опрошенных довольно уверенно и правильно дают ответы на поставленные вопросы в сфере защиты прав потребителей.

Иногда бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.

Как не стать жертвой?

- Многие покупки мы сегодня делаем через интернет, как не стать жертвой мошенников?

- Найти интернет-магазин и выбрать товар – это половина дела. Мы советуем ознакомиться с отзывами о магазине, репутацией продавца – выполняет ли он во время свои обязательства, привозит ли качественный товар и пр.

Добросовестный магазин никогда не будет прятать сведения о себе: должно наименование продавца, основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона. На сайте обязательно должна быть информация о потребительских свойствах товара, месте изготовления, цене, сроке службы, годности, гарантиях.

В соцсетях вещи продают далеко не всегда индивидуальные предприниматели, поэтому при заключении с ними договора покупателю не следует рассчитывать на гарантии, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей». Если оплата уходит на карту физического лица, сложно получить информацию о её держателе, а узнать адрес такого человека могут только правоохранительные органы.

- Что бы вы посоветовали нашим читателям, чтобы знать свои права и уметь их отстаивать в любой ситуации?

- Часто продавцы или исполнители, видя правовую безграмотность потребителя, рассчитывают на то, что он не будет отстаивать до конца свои права, и это, в числе прочего, служит причиной отказа выполнить законные требования потребителя в добровольном порядке. Поэтому иногда бывает достаточно грамотно изложить свои требования, чтобы добиться их выполнения.

Обращаются люди со своими проблемами, обидами, порой и бедами, ждут помощи «здесь и сейчас». Не все могут держать себя в руках, разговор на повышенных тонах не редкость.

- Вы работает с людьми и их жалобами. Удаётся дома, в семейном кругу абстрагироваться от чужих проблем?

- Как все женщины, занимаюсь домашними делами: уборка, готовка, общение с семьей. Конечно, полностью отключиться от рабочих моментов бывает сложно. За день услышишь и прочитаешь о различных неприятных ситуациях. Ведь обращаются люди со своими проблемами, обидами, порой и бедами, ждут помощи «здесь и сейчас». Не все могут держать себя в руках, разговор на повышенных тонах не редкость. Выслушать и забыть не получается. По вечерам и в выходные получаю положительный заряд от общения с внуком, есть и небольшое хобби – занятие рукоделием.

Умение переключаться помогает работать в полную силу и не закрывать глаза на чужие трудности, ведь главное – оставаться человечным.

Куда обращаться 

  • Специалисты Управления Роспотребнадзора консультируют жителей по телефону горячей линии: 8 (4872) 55-55-50.
  • Можно обратиться в Единый Консультационный центр Роспотребнадзора по телефону 8-800-555-49-43 (круглосуточно).
  • Письменные обращения направляются по адресу: г. Тула, ул. Оборонная, д.114 или через сайт Управления www.71.rospotrebnadzor.ru