Работа с душой. Православный психолог о помощи людям и истинных ценностях

Индира Кравец / Из личного архива

Православный психолог Индира Кравец родилась в Богородицке Тульской области. Три высших образования и учёную степень получала в столице, где сейчас и работает, а в Туле открыла благотворительный фонд. Об этом и многом другом она рассказала в интервью «АиФ в Туле».

   
   

Экстренная помощь

Дмитрий Валерьев, «АиФ в Туле»: Индира, вы подчёркиваете, что вы не социальный психолог, а клинический. В чём разница?

Для эффективной работы крайне важно личностное вовлечение, считает Индира. Фото: Из личного архива/ Индира Кравец

Индира Кравец: Задачи таких специалистов разные.  Клинические психологи работают с тяжёлыми пациентами. С теми, у кого диагностируются нервные расстройства, отмечаются сильные нарушения психики, вплоть до пограничных состояний. То есть мы оказываем экстренную психологическую помощь больным и пострадавшим в медицинских учреждениях. 

Обычный психолог концентрирует своё внимание на текущей, конкретной жизненной ситуации пациента, на проявлениях и истории возникновения проблемы, на здоровых сторонах личности. 

Я проходила преддипломную практику и в психиатрической больнице, и в следственном изоляторе, также я имею опыт патронажной службы при Центральной клинической больнице святителя Алексия в Москве. Это уже была стажировка от Свято-Димитриевского училища, где на базе отделения дополнительного образования я училась на медсестру по уходу за больными. Кстати, именно эту практику я считаю для себя решающей, поскольку она определила моё будущее. Там я впервые столкнулась со смертью и человеческим горем, там я впервые начала задумываться о значении нашей жизни, её смысле и конечности…

- Многие психологи считают: специалисту надо держать дистанцию с клиентом, не принимать всё близко к сердцу. Тогда избежишь «выгорания».

- Лично мне для эффективной работы крайне важно личностное вовлечение. Я должна любить то, что я делаю. Взять, к примеру, ту же патронажную службу. Это не что иное, как служение и действенная любовь, способная наполнить смыслом жизнь умирающего. Даже если он, положим, человек неверующий – а таких у нас, к сожалению, сегодня большинство.

Не умные книги и новомодные методики тут главное – основными инструментами психологической помощи в хосписах должны быть сострадательное сердце, спокойная уверенность, искренний интерес к человеческой судьбе.
   
   

На мой взгляд, не умные книги и новомодные методики тут главное – основными инструментами психологической помощи в хосписах должны быть сострадательное сердце, спокойная уверенность, искренний интерес к человеческой судьбе. Как говорила Елизавета Фёдоровна Романова: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность».

А что касается выгорания, я, например, «разбиваюсь вдребезги» о безучастных, подлых и коварных людей. И не понимаю, как можно «выгорать», помогая людям. Ведь отдавая – приобретаешь. Разве не так?

Досье
Индира Кравец. Родилась 26 июля 1983 года в Богородицке. Окончила Московский психолого-социальный университет, Свято-Дмитриевское сестринское училище и Русский православный институт культуры. Кандидат психологических наук. Член Международной ассоциации православных психологов. Клинический психолог. Преподаватель психологии и основ православия. Сестра милосердия. Президент благотворительного фонда «Неувядаемый цвет». Писатель. Мама двоих детей.

Опасный путь

- В чём суть православной психологической помощи?

- В основе работы православного психолога лежит идеал человеческой души. Как пишет в своих трудах ректор Института православной психологии, выпускник психологического факультета МГУ и православный священник Андрей Лоргус: «Речь идёт о том, что для христианского мировоззрения первозданный человек – Адам и человек, воскресший во Втором Пришествии, есть богословская реальность, вносящая в богословие человека черты, не свойственные человеку наличному, современному, отягощенному грехом».

Поэтому основная задача для православного психолога найти «идеальное прошлое» человека, в большей степени раскрывающее его подлинную суть. Психолог не занимается душепопечением – тем более не претендует на роль духовного отца. И научная психология ни в коем случае не должна подменяться религиозными практиками. К сожалению, частенько бывает, что под видом якобы научного знания людям предлагают всякого рода сомнительную мистику. Это может быть нейролингвистическое программирование, занятие по холотропному дыханию или так называемая «трансперсональная психология». Православному человеку - да и не только православному - лучше не обращаться за помощью к таким специалистам. Кажущееся улучшение после таких практик может сулить куда большие проблемы позже.

- Почему вы выбрали именно эту стезю?

- Папа хотел, чтобы я поступала в экономический вуз, но я гуманитарий до мозга костей и цифры меня огорчают, как бы по-детски это ни звучало. Я планировала поступать на режиссёрский факультет, но отец был против. В итоге поступила на факультет клинической психологии – тогда это выглядело как некий компромиссный вариант. И через два года поняла, что случайностей не бывает. Я нашла своё место в жизни.

Благодетели и благополучатели

- Чем занимается ваш благотворительный фонд?

- Он называется «Неувядаемый цвет», основан мною в апреле 2016 года. Мы работаем по всей Тульской области. Основным нашим благополучателем является тульский Православный центр духовного возрождения. Мы проводим различного рода просветительские мероприятия: встречаемся со школьниками и студентами, рассказываем им о православной культуре. Совместно с проектом «Не молчи», учредителем которого стал член общественной палаты и просто неравнодушный человек Евгений Макалов, мы организуем Рождественские встречи. Это театрализованные праздники для детей с особенностями в развитии. Паломнические поездки, за прошлый год, по желанию родителей, мы успели посетить Свято-Покровский Ставропегиальный женский монастырь города Москвы, где паломники смогли поклониться мощам святой, блаженной Матроны. Так же к мощам Святителя и Чудотворца Николая, Угодника Божия, ковчег с частичкой мощей которого находился в поселке Тёплое Свято-Иверском храме.

Паломнические поездки связаны в первую очередь с необходимостью повышения у родителей детей с особенностями развития мотивации к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом. 

Мы учим детей быть нравственными. С февраля этого года, совместно с фотостудией «Крылья» и ее основательницей, фотографом Екатериной Васьковой, мы запустили творческий проект Piety Mom, в котором мы рассказываем детям об основах православной веры, об истории страны по средствам фото и видеоискусства.

Весь процесс работы проекта Piety Мom проходит в духе православия, так как нравственный миропорядок лежит в основе всех ценностей христианской морали. 

«Мы встречаемся со школьниками и студентами, рассказываем им о православной культуре». Фото: Из личного архива/ Индира Кравец

- Вы занимаетесь писательским творчеством?

- Никогда не ставила для себя цели стать писателем. Всё начиналось с очерков автобиографии, основной задачей которых была работа над ошибками «трудного подростка». Слово – и грозное орудие, и надёжный друг, и прекрасный способ дать выход не дающей по ночам спокойно спать творческой энергии. Так и родилась моя автобиографическая повесть Prima cartitas ad modus - о поисках истины, любви и веры. О презентации книги пока говорить рано, так как всему своё время. На сегодняшнем этапе я весь свой душевный жар направила на воспитание своих дочерей. Это процесс очень трудоёмкий – он требует от матери полной самоотдачи.

«Моё первое правило в воспитании - быть другом своим детям». Фото: Из личного архива/ Индира Кравец

Почти все родители воспитывают своих детей в духе современности и потому не в состоянии защитить их от безумия и заблуждений этого мира. Всё, что относится к истинным ценностям, становится второстепенным для современного человека – а это более чем прискорбно. Духовное воспитание несравнимо важнее всего остального, так как благодаря ему формируется душа ребёнка.

Духовное воспитание несравнимо важнее всего остального, так как благодаря ему формируется душа ребёнка.
Моё первое правило в воспитании - быть другом своим детям. Это и снисходительность без потакания, строгость без суровости, дружелюбие без панибратства, свобода без вседозволенности, ограждение от соблазнов, добрый пример и, конечно, любовь. Но любовь настоящая. Я вижу в детях образ Божий и прилагаю усилия к тому, чтобы он не омрачился грехами. К сожалению, мой подход не даёт гарантии того, что они вырастут достойными людьми, так как воля их свободна. Но я верю, что ни одно моё сердечное, молитвенное воздыхание о детях не останется без внимания Бога!

Смотрите также: