На вес золота. Турист о топографической памяти и снимках из прошлого

Вячеслав Малахов / Из личного архива

Тульский фотохудожник Вячеслав Малахов - личность легендарная. Его снимки печатались практически во всех городских изданиях, а число персональных фотовыставок перевалило за сотню. Его графические работы можно увидеть в Крапивенском краеведческом музее. Там открылась выставка рисунков, сделанных фотографом во время многочисленных туристических походов.

   
   

Вот это жизнь!

Леонид Почекин, «АиФ в Туле»: Вячеслав Борисович, с чего началось ваше увлечение туризмом?

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Малахов

Вячеслав Малахов: С детства. Я рос и воспитывался в послевоенные годы. Родители с утра до вечера работали, а дети после уроков были предоставлены сами себе. Свободного времени - уйма, сил и энергии - ещё больше. Единственное развлечение - изучение окрестностей. В 15 лет я был заправским туристом, знал все окрестные леса, исходил вдоль и поперёк Щегловскую засеку, Ясную Поляну.

Брал блокнот, карандаш, делал какие-то зарисовки. После армии, в конце 50-х годов, я работал на заводе и примкнул к местному туристическому клубу. Молодые ребята работали с утра до вечера, а по выходным выбирались куда-нибудь в лес, сплавлялись по Оке на лодках и плотах. Мы были сильные, молодые, нас было много - иной раз набирались туристические отряды по 40-50 человек. Организованно, за свои деньги, покупали билеты и ехали на другой конец страны - Кавказ, Урал, Саяны, Карелия. Мы объездили весь Советский Союз, прошли через всю Россию, таская на себе тяжеленные рюкзаки и проходя в день по нескольку десятков километров.

Досье
Вячеслав Малахов. Родился в 1938 году в Туле. Фотограф, фотожурналист, художник-график. Один из основателей фотоклуба «Левша». Мастер спорта по туризму. Заслуженный путешественник России. Принимал участие в выставках и фотоконкурсах разного уровня. Работал в фотолабораториях нескольких научно-исследовательских институтов, сотрудничал с тульскими газетами. Иллюстрировал книги о Туле, Белёве, Узловой, Заокском районе, издания о спорте и промышленности.

А сколько сил и нервов уходило на подготовку! Добыть подробную карту какого-нибудь приграничного горного района было практически невыполнимой задачей. Поэтому шли на разные хитрости, придумывали какие-то комбинации, подключали родственников и знакомых. Разворачивались настоящие шпионские игры, многие карты составлялись по памяти. Например, едет кто-то из коллег в командировку в Бурятию или Тыву - возвращается с топографическими набросками, отмечает по памяти основные горные пики и ущелья. Через несколько месяцев в эти края отправляют другого человека - он дополняет «карту» хребтами и равнинами. И так несколько лет. Лишь потом, имея на руках более-менее подробный план, на место выезжала туристическая группа. Сейчас я понимаю, что идти в поход с такой «картой» равносильно самоубийству. В горах можно легко затеряться, а найти группу людей среди многочисленных ущелий в те годы было очень сложно. Тогда ещё не было ни спасательных вертолётов, ни беспилотников, ни спутниковых «маячков». Но мы не придавали этому значения: молодым и море по колено. За свою жизнь я совершил более 70 походов, выполнил норматив мастера спорта по туризму и получил звание заслуженного путешественника России.

Висячий камень (Западные Саяны) Фото: Из личного архива/ Вячеслав Малахов

 - Всё это время вы активно занимались фотографией и графикой…

 - В любую поездку брал  фотоаппарат, запас плёнки, пачку бумаги и карандаши. Таких как я было много - каждый старался запечатлеть на память всё увиденное.

   
   

Наверное, молодому поколению, пресыщенному кабельным телевидением и Интернетом, это трудно понять, но когда мы приезжали в горы, то просто теряли дар речи, ведь раньше никто из нас не видел ничего подобного. Походная романтика вдохновляла людей на написание рассказов, стихов. Многие туристы делали фотографии, какие-то карандашные наброски. Но большая часть этих кадров отправлялась «в стол», а затем о них благополучно забывали. Я же - наоборот, тщательно обрабатывал и дорисовывал каждый эскиз. Иногда на это уходило несколько месяцев, но в итоге получалась полноценная графическая картина.

Как убили любопытство

 - Большинство наших соотечественников предпочитают проводить время на тёплых южных пляжах, а не шагать по болотам с тяжёлым рюкзаком. Куда делась «походная романтика»?

 - Виновата элементарная подмена ценностей. Сейчас для молодёжи пределом мечтаний стал четырёхзвёздочный отель all inclusive в Турции или Египте. Доходит до смешного - люди приезжают отдыхать, заезжают на территорию отеля и не покидают её до конца отпуска. А зачем? Здесь есть свой пляж с белым песком и лежаками, танцпол, ночной клуб, бар с запасом горячительных напитков, детская площадка с аниматорами, куча всевозможных магазинчиков с сувенирами, спортзал, кинотеатр - в общем, все блага цивилизации. Ехать куда-то в город, чтобы посмотреть на древние развалины? Это же надо брать с собой разговорник, чтобы хоть как-то общаться с местным населением, искать автобус, поменять деньги по выгодному курсу, целый день ходить под палящим солнцем. И всё это так сложно! Нет, лучше лежать на отельном пляже и ни о чём не заботиться. К сожалению, так думают многие. Зачем подниматься на Эльбрус, если можно найти полную панораму гор в Интернете? Зачем ехать в заповедник Кижи, если можно совершить трёхмерную обзорную экскурсию по нему, не выходя из дома? Такой «потребительский» туризм плотно засел у нас в головах. Исчезла пытливость ума, исчезло здоровое и не слишком здоровое любопытство. Нам совершенно неинтересно, что находится за 200, 500, 1000 километров от дома.

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Малахов

А самое страшное, что такое отношение к окружающему миру у людей формируется буквально с младых ногтей. Я, например, уже несколько месяцев безуспешно пытаюсь вытащить своего внука на выставку в Тульский кремль. Ему гораздо интереснее пару часов провести за компьютером, сражаясь с монстрами и оборотнями. Со взрослыми - то же самое. Только монстров-оборотней заменили информационные ленты новостных агентств и социальные сети.

«Потребительский» туризм плотно засел у нас в головах. Исчезла пытливость ума, исчезло здоровое и не слишком здоровое любопытство. Нам совершенно неинтересно, что находится за 200, 500, 1000 километров от дома.

 - Как изменилось отношение людей к фотографии? Здесь тоже произошла подмена ценностей?

 - Все знают, что старые фотоаппараты заряжались плёнкой - у фотографа было всего несколько десятков кадров. Каждый из них - на вес золота. Поэтому все старались на выходе получить не просто бездумно сделанный снимок, а настоящую, красивую картину. Искали подходящее место, выстраивали композицию, рассчитывали время съёмки, чтобы неудачное освещение не испортило кадр. Все снимки получались яркие, атмосферные, и, несмотря на чёрно-белую печать, очень красочные.

Когда на смену плёночным «Зенитам» и «Лейкам» пришли цифровые камеры со множеством различных режимов съёмки, ценность отдельного кадра резко упала. Нажал на спуск, не получилось - удалил и нажал снова. И получается, что из 200-300 кадров по-настоящему удачными окажутся не больше десяти. Фотография - это не просто изображение. Это момент, мгновение из жизни, атмосфера. Идеальный кадр должен быть таким, чтобы зритель, увидев его, ощутил то же самое, что испытывал фотограф, когда нажимал на кнопку затвора. Сейчас, когда Интернет пестрит фотографиями еды, дорогих машин и фешенебельных курортов, обычному человеку очень трудно отсеять весь этот мусор и задержаться на действительно стоящем кадре. Оценивается прежде всего материальная составляющая снимка, а не его художественная ценность. Запечатлённый у подъезда небоскрёба спорткар соберёт гораздо больше восторженных отзывов, чем снимок, сделанный с вершины Эвереста. Из-за этого современная молодёжь не воспринимает фотографию как искусство. И очень жаль.

Семидесятилетние мальчишки

 - Что поделаешь - прогресс. За последние годы техника сильно упростила нашу жизнь…

 - И это замечательно - мне, профессиональному фотографу, технические новшества только в радость. Например, автофокусировка. Отличная вещь - не надо мучиться с ручной «крутилкой», по десять раз перенастраивать объектив для съёмки каждого отдельного кадра. Да и многочисленные фоторедакторы мне очень помогают в работе.

Лет десять назад, разбирая свои «походные» архивы, я нашёл плёнку, датированную 1972 годом. На ней были кадры похода на Полярный Урал. Напечатал фотографии и расстроился - они получились очень плохого качества. Подумал - и решил дать им вторую жизнь: оцифровал, кое-что подчистил, обработал в фотошопе. Получились великолепные снимки, ставшие украшением одной из фотовыставок. Так что не стоит во всех наших бедах винить технику. Техника - это всего лишь инструмент. Важно, в чьих руках он находится. Можно иметь профессиональный фотоаппарат за несколько десятков тысяч рублей и использовать его для съёмок домашних посиделок, а можно на простейшую цифровую «мыльницу», купленную за три-четыре тысячи, снимать горные водопады и лесные пейзажи.

Фото: Из личного архива/ Вячеслав Малахов

 - Вы занимаетесь фотографией и туризмом уже больше полувека. С годами походы даются всё тяжелее…

 - Когда я перебираю свои фотографии, вспоминаю тех, с кем месяцами жил в одной палатке, ел из одного котла, понимаю, что из десяти-пятнадцати человек на снимке до сегодняшнего дня дожили максимум пятеро.

Это очень неприятно, когда видишь друзей своей юности пожилыми, уставшими и не совсем здоровыми людьми. Но с другой стороны, их жизненной энергии позавидует нынешняя молодёжь! Когда большая часть долгого пути уже пройдена, когда дети выросли, встали на ноги, а тебе уже не нужно беспокоиться о хлебе насущном, ты понимаешь, что каждый прожитый тобой день - это подарок. И начинаешь снова получать от жизни удовольствие. Наверное, это и есть самая лучшая старость - когда живёшь, не оглядываясь назад, не задумываясь о том, что о тебе подумают другие люди. На Масленицу мы с друзьями поехали на дачу и отлично провели праздник. Блины, шашлыки, песни, хороводы, баня, растирание снегом, традиционное сжигание чучела. Нам всем уже глубоко за семьдесят, но все вели себя, как юные мальчишки и девчонки, - смеялись, веселились, шутили. Наверное, если бы нас увидели молодые ребята, они бы покрутили пальцем у виска - мол, вот тебе и седина в бороду, и бес в ребро. А я считаю, что так и надо жить. Если радоваться - то всему на свете, если смеяться - то во всё горло. Искренне советую молодёжи прислушаться к моим словам. В вашей жизни будет много горестей и радостей, взлётов и падений, побед и разочарований. Не нужно думать, как убежать от трудностей. Научитесь всё происходящее принимать с благодарностью, тогда всё будет так, как надо.
Наверное, это и есть самая лучшая старость - когда живёшь, не оглядываясь назад, не задумываясь о том, что о тебе подумают другие люди.

 Город - автомобильная пробка

 - Вы как коренной туляк и профессиональный фотограф наверняка замечаете, как меняется Тула с течением времени…

 - Я всю жизнь прожил в Туле, и даже сейчас, в 78 лет, иногда выхожу на улицу, фотографирую и не перестаю удивляться. С каждым годом город растёт, превращается в большой мегаполис. Меня огорчает только одно - огромное количество машин на улицах. Исторический центр города стал одной большой автомобильной пробкой. Недавно я снимал старинные здания на улице Металлистов, бывшей Пятницкой. Каждый кадр пришлось обрабатывать на компьютере - убирать хаотично растянутые вдоль зданий электрические провода, вырезать машины. Увидев конечный результат, я сам удивился - настолько непривычным оказалось это зрелище. Тула - очень контрастный город. Современные здания здесь сочетаются с домашним, «старинным» уютом и какой-то трогательной провинциальной непосредственностью. Если привести в порядок исторические дома, упорядочить движение машин, немного разгрузив центр города, сделать пешеходные зоны, тогда прогулки по Туле станут много приятнее.

Кто знает, возможно, историческая самобытность и богатая культура нашего города пробудит в туляках чувство прекрасного - прямо на улицах будут проводиться творческие встречи и передвижные выставки, которые откроют всему миру нашу талантливую молодёжь. А я с удовольствием всё это запечатлею.