Как по писанному. Священник о виртуальных битвах с адвентистами и скаутах

Максим Курчаков / Из личного архива

В тульском городском округе есть село Хрущево, в Богоявленском храме которого служит настоятелем иерей Евгений Руденко. Обычный священник, но пишущий иконы. 

Досье
Евгений Руденко. Родился в 1974 году в Донецке, семье художников. В Туле с 1990 года. В 2002 окончил ТГПУ им. Льва Толстого, филологический факультет. В 2004 году рукоположен в диакона и священника, направлен на приход села Хрущёво в Богоявленский храм, где в данный момент служит настоятелем. В 2012 году окончил Тульскую Духовную Семинарию заочно. Помощник благочинного по миссионерскому служению.
   
   

Успокоить сердце молитвой

Алексей Анкин: Отец Евгений, одна из ваших последних работ – Тайная вечеря. Сколько времени уходит на такой труд и нужно ли вам какое-то особое расположение духа?

Отец Евгений: По времени писал где-то чуть больше месяца, так как время надо уделять службам и хозяйственным делам на приходе. По опыту скажу, что надо входить в график, тогда работа идёт более слаженно.

- Как вы определяете над какой иконой надо работать?

- Многое пишу на заказ, так что выбор зачастую определяется заказчиком, но это касается иконы, а какой образ выбрать, это уже зависит от меня. Стараюсь, взять тот, который на сердце ляжет. Ещё советуюсь с матушкой, так как у неёспециальное образование, она мне помогает, и критикует, что тоже очень важно. Многие иконы – наше совместное творчество. 

- Кстати, почему апостолов на этой Тайной вечере нет нимбов, как у Христа и которые можно наблюдать на других иконах?

- Образ «Тайная Вечеря» относится к евангельскому циклу праздников, если мы их посмотрим, то, практически, нигде нет нимбов у апостолов - этому есть богословское обоснование: на них ещё не сошел Дух Святой, сошедший на Церковь в День Святой Пятидесятницы.

   
   

- В жизни перед вами были открыты многие дороги, в частности, могли стать журналистом или работать в газовой отрасли. Почему, иконопись?

- На пятом курсе педуниверситета меня пригласили работать журналистом в журнал «Пламя», который писал о газораспределительной отрасли Тульской области. Дали испытательный срок, а помимо написания статей предложили заниматься реализацией газового оборудования. В то время я уже был воцерковлен и занимался иконописью.

Несмотря на то, что время было сложное, когда стабильный доход имел для многих определяющее значение, что-то меня оберегло от пути материального. И решилось всё, когда сел писать икону - сердце пришло в такое несказанное мирное состояние и умиление, что все остальное показалось мишурой. Представил себя купчиной из произведений Мельника-Печерского и Островского, тёмного на вид, с перстнями на толстых пальцах, который со вздохом будет вспоминать, что мог жить благодатной жизнью и писать иконы… В итоге, ни о какой журналистике я уже и не думал. Мои родители были художниками, так что с детства я был близок к краскам. В свое время рисовал портреты на море…

Когда пришёл к вере, естественно, захотелось заняться иконописью. Писал, что было ближе - живописные иконы темперой. Потом узнал, что в Туле при Всесвятском кафедральном соборе есть кружок, который ведёт известный иконописец Сергей Щербатых. 

Там же я познакомился и подружился с верующими сверстниками, с которыми мы потом вместе ездили на карьер за охрой, и в Троице-Сергиеву Лавру к тамошним иконописцам. Думаю, иконопись определенно повлияла на мой путь к священству, потому что было приобщение к состоянию удивительно мира и покоя.

Я сразу понял, что нельзя садиться за написание иконы в состоянии раздражения или возбуждения, перед этим нужно успокоить сердце молитвой, а если пишешь лик, то сначала причаститься.

- В каком возрасте вы крестились? Какие перемены произошли с вами с этого момента?

Во младенчестве. И жил я потом, как и все сверстники, без воцерковления. Однако меня никогда не покидало ощущение того, что жизнь не завершается смертью, а иной нематериальный мир существует и влияет на нашу жизнь.

С ранних лет интересовался эзотерикой, выписывал журнал «Наука и религия», в котором этого «добра» было предостаточно, но проскальзывали и статьи с христианской тематикой. Погружение в мистицизм вызывало приступы страха по ночам, от которого я спасался чтением 90-го псалма.

Меня никогда не покидало ощущение того, что жизнь не завершается смертью.

Потом мне в руки попала одна книга, автор которой, основываясь на Библии, убедительно доказывал, что всякие магические практики, и даже интерес к ним, являются мерзостью в очах Божьих.

Это привело меня в православие и в 19 лет я пришёл в храм Двенадцати апостолов, где ясно ощутил - я дома!

- Как ваше решение восприняли родители, воспитанные в советской идеологии?

- Сначала в штыки, тем более, как все неофиты я был слишком максималистичным: «Все в миру есть грех»! Естественно, это создавало нервозную обстановку в семье.

Благодаря верующим друзьям, со временем успокоился.

Основные перемены произошли, когда осознав, что не только врагов, но и даже своих ближних не люблю, я пришёл к покаянию…

Великий пир

- Кто или что оказало особое влияние на ваше становление священнослужителя?

- Конечно, книги… Постоянно что-то читал, впитывая от каждого автора понемногу. Тогда это были Герман Гесс, Кафка, Мельников-Печерский, и, естественно, Достоевский. По роману Федора Михайловича «Преступление и наказание» писал дипломную работу. Из православных авторов – архиепископ Антоний Сурожский, протопресвитер Александр Шмеман, архимандрит Ианнуарий Ивлев и протоиерей Геннадий Фаст.

Если говорить про людей – это все наши старые священники, от которых мудрость и спокойствие впитывались сами. Придёшь, бывало в растрепанных чувствах и состоянии нервном, а посмотришь, как и них всё чинно и ладно, так и у самого на сердце делается покойно, а в душе – мир.

- Что вы испытывали в момент священнической хиротонии?

- Тому предшествовала серьёзная молитвенная подготовка. В сам день - большое волнение, умиление и понимание, что это очень важный шаг, через который хотелось ощутить именно воздействие Божией благодати. Рукоположение, кстати, совершал наш владыка Алексий, митрополит Тульский и Ефремовский.

Потом, где-то литургии к двадцатой, начал потихоньку понимать, что со мной произошло и что я делаю и насколько серьезный, но правильный сделал я шаг!

Основные перемены произошли, когда осознав, что не только врагов, но и даже своих ближних не люблю, я пришёл к покаянию…

- Каким было ваше первое самостоятельное Богослужение?

- Спустя 15 лет понимаю, что мне только ещё начинают открываться глубины, приходит осознание того, что литургия, являющаяся сердцевиной нашего богослужения, есть великий пир!

Я даже прихожанам говорю: «Вот представьте, что вас пригласили к Путину на званный ужин и сидите вы среди министров разных прямо рядом с президентом»… 

Разве не сможете вы за беседой в таких условиях не решить с ним какие-то свои проблемы? Конечно, сможете!

Теперь же вообразите, поймите и примите, что за каждой литургией вас рядом с Собой сажает Сам Господь! Вы причаститесь, покушаете, пообщаетесь с Ним и уйдете благодатными и умиротворенными!

Вот что происходит на литургии, которая и есть праздник прямого общения с Богом.

Поэтому готовьтесь к такому торжеству и задумайтесь о том, что если ушли с него не в радостном настроении, значит, вы сделали что-то не то, что нужно было сделать...

Сила житейской мудрости

- Вы достаточно молодой священник… Какие искушения у священнослужителя, пока он не вошёл в силу возраста и житейской мудрости?

- Думаю, что главное искушение для молодого священника -  отсутствие любви и смирения, когда кажется, что ты много знаешь, и от тебя много зависит. Позже понимаешь, как мало знаний, но сердце покрыто коростой гордыни, из-за чего ошибки многочисленны.

Так что, сегодня могу точно сказать себе тогдашнему, что следует больше прислушиваться к людям, относится с уважением ко всем, чтобы по глупости человеческой не оказаться между ними и Богом.

Начало мудрости наступит, когда поймешь и сердцем примешь, что ты – глупец, и хуже всех, а поэтому как в воздухе нуждаешься в благодати Божией. 

- Вы много времени уделяете миссионерской работе в социальных сетях. Насколько это необходимо, что это дает лично вам и какова реакция на такие труды со стороны людей воцерковленных и людей светских?

- Светским людям не хочется, чтобы священник их призвал к покаянию. Более того, они для себя решили, что Церковь осуждает интернет, считая работу в социальных сетях грехом. Верующие намного спокойнее, а моя супруга вообще высказывает мнение, что интернет есть пустая трата времени.

Мне сложно не вести диалог о Боге в социальных сетях, так как желание благовествовать Евангелие используя прогрессивные достижения современного мира было подкреплено опытом, обретенным ещё во время обучения в Тульской духовной семинарии. 

Темой моей дипломной работы была «Методика диспута с адептами секты АСД», для фактологической части которой я вступил в общение с адвентистами.

Это было лет десять назад и тогда многие из них учились в Заокской адвентисткой академии и, надо сказать, что они с радостью приняли предложение вести диспут. Как оказалось, у них была такая расхожая фраза: «Если ты правильно понимаешь Писание, то станешь адвентистом». Мы создали группу в социальной сети «ВКонтакте», где за несколько лет обсудили практически все богословские темы. Несколько человек перешли в православие после этого, а у самого главного моего оппонента были проблемы в его организации, потому что он близко общался с православным священником. Я ему даже православные книги высылал.

Сейчас продолжаю общаться с неопротестантами, есть у нас есть несколько таких групп, и также с оккультистами.

Братство православных следопытов

- Одна из изюминок приходской жизни Богоявленского храма – это скаутский отряд. В нескольких словах – с чего все начиналось и как развивается движение сейчас?

- Началось все с появления на приходе Василия Достойнова. Он перешёл в Православие из протестантизма, где раньше занимался работой с детьми.

Мы с ним подружились и решили найти православную юношескую организацию, чтобы разнообразить жизнь на приходе. Выбор пал на Братство Православных Следопытов, которым руководит иеромонах Дмитрий Першин. Съездили в Москву на Крутитское подворье, поговорили, начали действовать.

Почему мы занялись этой работой? Просто заметили, что дети, как правило, по достижении 14-15 лет уходят из воскресных школ насовсем. У нас была идея удержать их подольше, чтобы они сдружились друг с другом, а совместное времяпровождение в походах и лагерях для этого, как нельзя, подходит. Сейчас у нас за плечами участие в скаутских лагерях как в России, так и за границей, мы организуем сплавы по реке и походы. 

Дети, как правило, по достижении 14-15 лет уходят из воскресных школ насовсем.

К нам присоединились и присоединяются родители, принимающие активное участие в жизни отряда.

Мы закупили палатки и туристическое оборудование, которое хватит на 20 человек. Сейчас у нас в отряд человек 15 детей, кто-то уходит, кто-то приходит.

- Как вы воспитываете своих детей?

- Мы детей причащаем с младенчества каждое воскресенье. Они привыкли к храму и к вере, и это стало зоной комфорта, за что иногда меня упрекают, мол, ты осознано пришёл к вере, через поиск истины, а мы такой возможности лишены. 

Их пока интересуют глобальные для детского возраста вопросы веры – бывают ли ангелы девочки, кто создал Бога – никак пока не могут понять и принять, что Он изначален!

Надеюсь укрепление веры и новые открытия у них ещё впереди. И молюсь об этом конечно.

Пока они знают своих святых покровителей, и надеюсь, ровняются на них.

Что касается меня, недавно открыл сербского старца Фаддея Витовницкого, жизнеописание которого неоднократно перечитывал, ему и стараюсь подражать.

- Вы счастливый человек?

- Я себя считаю счастливым человеком, потому что для меня счастье – это наследство в Царстве Божьем. В Евангелии от Луки, в притче о блудном сыне, говорится, что блудный сын попросил часть имения – следовательно, тот, кто получил часть имения, тот ушёл «с частью», то есть является «с-частливым» человеком. Мы, христиане, верим, что у нас есть «часть» имения в Царствии Божием, и, конечно, если воспринимать шире: где есть благодарение Бога, через участие в Божественной Евхаристии, любовь к ближним, радость от общения и богобщения – там уже присутствует Царство Божие.