Без домыслов. Тульский священник о святынях и молодёжи

Немногим раньше наш город принимал мощи святого равноапостольного князя Владимира. Привозили их и в Свято-Владимирский храм, где служит тульский священник Дионисий Денисов.

   
   
Фото: Из личного архива

Цыганёнок «в аренду»

Дмитрий Борисов,  «АиФ в Туле»: - С житейской точки зрения хлопотно ли организовывать привоз святыни?

Дионисий Денисов: - Собственно, я не занимался этими вопросами, это дело настоятеля. А так, конечно же, за организацию должна браться принимающая сторона. У нас небольшой приход, и большого ажиотажа не было. К мощам прикладывались во время службы, поэтому происходило всё, можно сказать, почти что обычно.

А вот встреча мощей во Всехсвятском соборе прошла торжественно, с участием всего тульского духовенства в облачении, митрополита, губернатора, представителей администрации города.

- Как зародилась традиция почитания мощей?

- Первые христианские богослужения организовывались либо там, где приняли свою смерть мученики, либо на местах их погребения. Эта традиция продолжается до сих пор. В антиминс (антиминсом называют плат, лежащий в алтаре на престоле, необходимый для совершения литургии, это также и документ, разрешающий совершать литургии. - Авт.) вшита частичка мощей святого.

- Как правильно почитать мощи святых?

   
   

- Намного проще ответить, как неправильно.

Досье
Денис Сергеевич ДЕНИСОВ (иерей Дионисий) родился 6 февраля 1987 года в Туле в семье рабочих. На третьем курсе гуманитарного факультета ТулГУ (кафедра «Теология») начал работать в иконописной мастерской. С отличием окончил вуз. Женат. Рукоположён в священники в феврале 2010-го.

В храме Христа Спасителя в Москве, когда туда привозили несколько лет назад Пояс Богородицы, в многотысячную очередь прокрадывались цыганки с детьми. Они сдавали детвору «в аренду» за 500 рублей. С ребёнком пропускали без очереди. А кто-то притворялся беременной, что тоже давало возможность не стоять долгие часы.

Но ведь это же не очередь за колбасой, когда не важно, каким ты был те два часа, что в столпотворении людском мариновался. Подходить поклониться святыне с искусственным животом или с «арендованным» ребёнком - это, согласитесь, как минимум странно.

Люди с огромным ажиотажем идут на подобные паломнические подвиги, но для того, чтобы изменить жизнь свою коренным образом, аналогичного рвения не прилагают, к сожалению.

Фото: Из личного архива

- Тысячи людей прикладываются к ковчегу с мощами святых. В том числе и больные люди. Скажем, простуженные…

- Да, а кто-то может спросить: какой мне смысл целовать стекло, если мощи всё равно находятся за ним? Или: как можно причащаться из одной чаши и одной ложкой? Но, во-первых, стекло всё время протирается. А во-вторых, оставшиеся после причастия Святые Дары я же потом и потребляю. И, как видите, жив и здоров.

К тому же людей никто не заставляет становиться в огромную очередь, чтобы приложиться к мощам. Вообще никто никого не заставляет ничего делать.

Верная тяга

- Каково быть православным и молодым в современном мире?

- Да здорово им быть. Молодой ум ещё не закоснел, меньше подвержен инерции. Критические и аналитические способности при этом уже достаточно хорошо, как кажется, развиты. И сегодня просто море информации. Конечно, некоторые реалии современного мира для православного человека недопустимы. Но тем и отличается здоровое общество от нездорового, что первое уважает религиозные чувства другого человека, даёт ему право на святое, считается с этим. Главное - самому не отстраняться, не становиться снобом и занудой, не клевать ближнего тем, что «тот погряз в грехе», потому что ест мясо в пятницу. Вера должна проявляться не только в правильных речах, а в повседневной жизни. Если человек действительно пропитал свою жизнь верой, то люди тянутся к нему.

Фото: Из личного архива

- В последние годы тяга людей к Церкви заметно выросла. Люди молятся, исповедуются, советуются. А о чём некорректно говорить со священником?

- У нас небольшой приход, находится на заводской территории, рядом нет жилых домов. Это не создаёт определённую семейность отношений прихожан. А жаль. Нужно, чтобы приход был одной семьёй и в храме, и вне его стен, чтобы люди знали друг друга не только в лицо и по имени, но и радости и нужды друг друга, помогали и содействовали. Община - это самая основа. А вопросы священнику пусть задают самые разные. Лучше прямые вопросы, чем домыслы от недомыслия.

Ко мне часто приходят просто за советом, помочь определиться с выбором, спросить моего частного мнения. Главное, чтобы человек не стремился переложить ответственность за принятие решения на плечи священника. И не ходил с одним вопросом от одного к другому, желая услышать нужный ему ответ и отвергая объективное мнение.

Люди разные. Кому-то нужно, чтобы священник его утешил. Кому-то полезно, чтобы его обстоятельно покритиковали.

- Влияет ли на совершение церковных таинств личность священника?

- Если мы возьмём пастырское богословие, то увидим, что первым пунктом там прописана обязанность священника о проповеди. Зависит ли от личности? Если священник приходит просто кадилом махать и просфоры покрошить, то не зависит, конечно. Но гораздо приятнее, согласитесь, иметь дело с глубоким и искренним пастырем. «Что ты высокомудрствуешь, - говорит Златоуст, - когда учишь словом; легко философствовать на словах, научи меня своею жизнью, которая есть самая прекрасная проповедь» (1-е нравоучение на Деяния апостолов)

Не до пенсии

- Говорят, что вы числитесь работником завода. Что так и рассчитываете ли на заводскую пенсию?

- У меня особый случай. Мой официальный работодатель - завод. Так и написано в трудовой: «Место работы Туламашзавод, должность священнослужитель». Насчёт пенсии, честно говоря, не готов ответить. Просто не знаю, как с этим обстоит дело. Думаю, что пенсия вещь полезная, но не об этом надо думать. Если священник из монашествующих, то он проведёт свою старость в монастыре, где о нём позаботится братия. А если ты принадлежишь к белому духовенству (женатый священник. - Авт.), то думать надо не о пенсии, а о правильно воспитанных детях.

Смотрите также: