Как рассказывают киреевцы, много лет назад военный священник и местные верующие начали строительство храма. Денег было мало, желание построить церковь - большим, потому разбили огородик и начали выращивать картошку-капусту, чтобы кормить строителей. Вскоре с размахом заложили фундамент.
По местной легенде, когда его увидели представители епархии, изумились: зачем в маленьком городке, имеющем уже церковь, такой большой храм? Батюшке, говорят, намекнули на тщеславие, а тот по-простому ответил: «Я военный, вот как чувствовал, так сделал». А вскоре его направили на службу в другой регион. Настоятелем киреевского храма стал представитель известной и уважаемой в Тульской области фамилии священников - Сергей Ковалевский, продолживший строительство.
И вот теперь в храме изумительная аура - чистая, светлая, лёгкая. Некоторые иконы от писанных маслом не отличить - вышиты бисером местной прихожанкой. Кто-то привез крест из Иерусалима. Намоленное любовью, вдохновением и верой место.
Завершив молебен, отец Сергий, излучающий тепло, открытость и спокойствие, желает прихожанам беречь себя и близких и рассказывает нам историю храма.
Дом в доме
Сергей Ковалевский: Небольшой домик, когда-то выделенный под храм, занимала пожарная часть. Мой предшественник заложил фундамент вокруг него. Работу, несмотря на большое старание, увы, сделали некачественно.
Два года мы не имели средств на продолжение строительства. Я сел за бухгалтерию, взял под контроль строительство.
Варвара Тимохина, АиФ-Тула: А что, кроме настоятеля больше некому было заняться бухгалтерией?
- Некому. Строительство, правда, не было для меня новой сферой, я занимался этим в армии. Но одно дело, когда тебе просто всё привозят и ты работаешь, а другое - когда сам должен съездить, встретиться, договориться, посмотреть, заказать, купить.
Начали мы с пола, который на тот момент заменяли бугры, насыпи земли. Всё уровняли и потихонечку приступили к другим работам.
В 2005 году возвели водосвятную часовню. Постепенно вокруг маленького здания размером 10х10 начали возводить стены будущего храма 22х24. Получился дом в доме.
Пока строили, службу проводили во внутреннем доме. И только в этом году снесли стены предыдущего храма.
Встал вопрос о перекрытиях в здании. Нужны были проект их установки и металлоконструкции. Я обратился за помощью в Ростехнадзор, на завод металлоконструкций. Мы установили 65 тонн металлоконструкций за три миллиона рублей.
Дальше занялись возведением купола. Его я заказывал в Волгодонске. Мне понравилась технология. Купол сделан из пластмассы и покрыт нержавейкой с напылением.
Интересно, что от основания храма и до верхушки креста - ровно 33 метра. Если вы помните, Спасителю было 33 года, когда его распяли. Мы, честно, не подгадывали.
У нас были моменты передышки, потому что финансирование нерегулярное - это пожертвования и помощь друзей, приходилось копить, собирать. Отдельное спасибо нашему митрополиту Алексию. Он не отказывал нам в помощи и восполнял некоторые наши затраты.
Теперь необходимо обустроить всё внутри, но радует, что успели провести тепло. И, конечно, главная задача для нас - поставить иконостас, стоит он несколько миллионов. Собираем средства. В планах - строительство крещальни, обустройство воскресной школы и двора.
Перед входом сделаем лавочки, цветники, посадим сосны. В перспективе установим беседки, чтобы там и чай можно было попить из тульского самовара с тульским пряником. Живое общение необходимо.
В молитве мы общаемся с Богом, это первостепенно, но в то же время прихожане должны иметь возможность говорить с настоятелем.
Бисер Матрёны
- В храме увидела расшитые иконы. Кто их создатель?
- Наша прихожанка. Она сама по себе состоятельная женщина, а вышивка - это её дар, она принесла нам уже много икон. Одна из первых и мною любимых - икона святой Матрёны.
А помощь нам оказывают по-разному. Ещё одни наши прихожане совершили паломничество в Иерусалим. Со священной земли они привезли подарок - крест, который приобрели для нашего храма. Мы его выносим на Воздвижение креста Господня и на великие праздники.
- Прихожан становится больше?
- Маленькое помещение, в котором мы ютились, не позволяло приходить на службу большому количеству людей: душно, тесно и некомфортно. Сейчас мы расширились, и прихожан стало больше. Раньше я всех в лицо знал, а теперь уже многих не знаю. Для меня это лестно, значит, мы не зря занимаемся этим делом.
- Вы упомянули о воскресной школе. Когда она откроется и что привнесёт в жизнь юных горожан?
- Она открылась и работает весьма плодотворно. В ней учатся порядка 20 детей. Преподаватели - наши прихожане, имеющие педагогическое образование, некоторые параллельно работают в других школах. На Рождество и Пасху мы устраиваем с детьми большие концерты, ставим спектакли, организуем чаепития.
Церковное образование необходимо восстанавливать. Это основательное, глубокое образование. В советское время всё было утеряно. Но в Советском Союзе были и свои плюсы.
Существовало много различных секций. Я сам рос в это время и помню, какие только секции я ни посещал в Туле: авиамодельные, мотоциклетные, автомобильные, художественные.
Сейчас в большом городе таких бесплатных секций не найдёшь.
Мы восстанавливаем всё, что было забыто, и это работает. Активно сотрудничаем со школами, нас приглашают на открытые уроки.
В первую очередь это заслуги правящих архиереев. Они стоят на том, чтобы в каждом большом приходе была воскресная школа.
Школа при церкви - это не только церковное образование. Здесь надо учить детей житейским вещам. Девочки, например, должны уметь пришить пуговицу или испечь пирог. Закон Божий никто не отменял, но его нужно закреплять делами. Как писал апостол Павел, вера без дел мертва.
Религиозная показуха
- Вы священник с 35-летним стажем. Как считаете, стала ли церковь более открытой?
- Мои наблюдения говорят: да, стала. Это связано с тем, что в Туле сегодня много храмов. В некоторых районах их несколько. Раньше на весь город было всего четыре. Чтобы добраться до одного из них, надо было ехать через весь город, что уж говорить о деревнях и сёлах.
Ажиотаж вокруг церковных обрядов был в 90-е годы, когда предприниматели поголовно стали освящать свои офисы. Простыми словами, это была обычная показуха. То же самое происходило и с обрядом венчания. Молодожёны приезжали к церкви на лимузинах, в роскоши и просто занимались саморекламой.
В 2000 году это утихло, люди стали скромнее. Жизнь вошла в спокойное, нормально русло, это сказалось и на Церкви.
- Вы жили обычной жизнью: ходили в секции, отслужили в армии, окончили вуз… Как вы пришли к мысли стать священником?
- Род Ковалевских насчитывает уже около 400 лет. Не подумайте, что меня к этому готовили с рождения, отец никогда не настаивал. Это призвание и промысел Божий - встать на стезю священника, ими становятся не по родовой традиции. Это служение людям, церкви, Богу.
Я пришёл к этому в армии. Там я задумался о справедливости. Увидел, как относятся к военнослужащим, как их ни за что унижают. И спросил себя: где же искать правду? И когда всё это осознал, пришёл и сказал отцу, что тоже хочу стать священником.
Ко мне часто приходят и говорят: «Благословите, батюшка, на такую-то работу». Я всегда спрашиваю: точно ли эта работа - призвание, не будет ли она в тягость? Если она отвратительна тебе, то лучше ею не заниматься. Хорошая зарплата все равно не принесёт счастья.
- Сейчас много разговоров про кризис…
- Я стараюсь этого не замечать. Инициативная группа говорит мне: «Батюшка, вот мы хотели бы аналой купить для храма, набрали сумму». Есть у них желание, они собрали необходимые средства и купили.
Прихожанам же я советую понять, что каждому человеку под силу всё. Духовность - это настоящее богатство. Согласитесь, когда мы общаемся с начитанным, образованным человеком, нам с ним интересно.
Надо понимать, что бывают и падения, и взлёты. Господь никому не обещал, что жизнь будет лёгкая. Преодоление трудностей помогает стать лучше, изменить что-то в себе, изменить отношение к своим близким, знакомым, окружающим. Не может быть только белое или только чёрное, всегда будет и то, и то. Над всем Господь стоит, мы можем просить его о том, чтобы милость Его была с нами, чтобы он оберегал нас от этих потрясений. Нужно быть оптимистом. Спешите делать добро, как сказал Иоанн Златоуст.
Смотрите также:
- Бывшая участница программы «Битва экстрасенсов» о съемках теле-передачи и семье →
- Друг на всю жизнь. Кинолог о работе с четвероногими напарниками →
- Без домыслов. Тульский священник о святынях и молодёжи →