«Эра Петра Болконского»: тульский учитель об итогах ЕГЭ в регионе

Уровень начитанности и образованности молодёжи снижается. Так считают многие школьные учителя, вузовские преподаватели и чиновники от образования. Снижается минимальный порог баллов по ЕГЭ. О том, каковы причины низких результатов и как изменить ситуацию, рассказывает учитель русского языка и литературы новомосковской средней школы, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Оксана Крюкова.

   
   

Нет мысли

- Несколько недель назад прошли выпускные экзамены. Как вы оцениваете их результаты?

- В Новомосковске традиционно русский язык школьники сдают лучше, чем ту же математику. Средний балл по региону у нас тоже остаётся стабильным - 62-64 балла. Поэтому я была сильно удивлена, узнав о понижении порога. Когда же выяснилось, что другие регионы сдали ЕГЭ плохо, всё встало на свои места. Этот результат наконец открыл глаза на серьёзные пробелы в системе образования, стало очевидно: ситуацию надо исправлять.

- И исправлять её собираются, введя сочинения по литературе, что станет допуском к ЕГЭ по русскому языку?

- Да, в следующем году вводят сочинение по литературе, которое выпускники будут писать в декабре-январе. Признаться, не представляю, как это поможет исправить ситуацию. Я не исключаю возможности, что результаты будут ещё хуже.

Натаскать будущих выпускников за несколько месяцев писать сочинение невозможно, тем более по литературе, где надо проанализировать произведение, высказать своё мнение, выявить проблему и раскрыть тему. Современные дети не читают, не открывают книг, не знают героев и классических авторов. Даёшь задание прочесть произведение - к следующему уроку лишь человек пять из двадцати это сделают. И из этих пяти никто не прочитает критическую литературу.

Единицы додумываются до того, что надо посмотреть на произведение шире. Посмотреть, в какое время писалось, почитать критику. К тому же они могут в Интернете «нарезать», «настругать» из нескольких чужих работ фрагменты, слепить их и выдать за свою. Но во всём этом нет мысли конкретного ученика, нет его умственных усилий и работы.    
   

«А» упала…

- Со следующего года отменяют часть «А» по русскому языку. Что это даст?

- Часть «А» спасала многих. В ней 30 вопросов. К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых нужно выбрать один правильный. Дети могли показать хоть элементарные знания языка. Если же эту часть отменят, то все силы учителя направят на решение части «В», состоящую из 8 заданий, ответы на которые ребята должны сформулировать сами.

- Оксана Николаевна, уже несколько лет вы входите в областную региональную предметную комиссию по русскому языку. Именно вам вместе с коллегами доверяют проверять часть «С» - сочинение. Скажите, можно ли по этой письменной работе судить об общей эрудиции выпускников, их образованности?

- Скорее необходимо говорить не об эрудиции и образованности, а о начитанности современных школьников. Выполняя последнюю часть «С», ученик действительно пишет сочинение, при этом есть определённый ряд критериев, которые он должен выполнить, чтобы получить высокие баллы. Сюда относятся, конечно, соблюдение правил орфографии, пунктуации, определение темы, выявление проблемы. Одним из самых сложных (как оказывается) для школьников является пункт, согласно которому сдающий должен провести параллель между проблемой в его сочинении и примером из литературы.

Уже давно не секрет, что современные дети читают крайне мало, предпочитая книгам социальные сети и всевозможные чаты. Из опыта этого года могу сказать, что из 40 работ, которые были мной проверены, высшие баллы я поставила только пяти. Некоторые коллеги говорят: у них не было ни одной качественной, хорошей работы.

Научить школьников думать и анализировать – задача не простая. Фото: АиФ / Станислав ЛОМАКИН

Досье
Оксана Николаевна Крюкова, родилась 19 июля 1978 года в городе Донской Тульской области. В 2000 окончила факультет русской филологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. С этого же года – учитель русского и литературы новомосковской средней школы. Педагог новомосковской «Пушкинской школы». Учитель высшей категории. Руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы. Победитель национального проекта «Образование».

Небольшой пример. Из сочинений выпускников можно узнать, что в романе «Война и мир» был такой герой, как Пьер Болконский, а роман «Отцы и дети» принадлежит перу Достоевского. Согласитесь, несколько лет назад, когда наша страна считалась самой читаемой в мире, это были бы анекдоты, а теперь - реальность. Вот и получается у нас сегодня по Гоголю - «смех сквозь слезы».

А авторов придумывают

- К каким произведениям и авторам обращаются выпускники?

- Довольно часто встречается уже упомянутый мной роман-эпопея «Война и мир». Это объяснимо, ведь там действительно много примеров, сюжетных линий и персонажей, но весь вопрос в том, насколько грамотно пользоваться произведением. В этом году столкнулась с хитростью некоторых сдающих: для того чтобы провести литературный пример, ученики придумывают автора и произведение или, например, журналиста и публикацию.

Сами понимаете, учитель не может знать всех авторов, тем более современных, и тем более все их произведения. В этом случае мы идём в другой кабинет, где есть Интернет, и уже проверяем, есть ли в Сети упоминания о том или ином авторе и его произведении.

- Вы напомнили о временах, когда наша страна была самой читаемой. Как вы думаете, когда произошёл надлом, что стало причиной упадка культуры?

- Спад и культурный надлом действительно имел место быть. Я думаю, что он произошёл в конце 80-х - начале 90-х прошлого столетия. Именно тогда вся социальная жизнь, включая образование, искусство, медицину, была отодвинута на последний план. Никто не думал в то время о книгах, выставках и спектаклях, тогда было важно просто выжить, сохранить страну. И вот эти не думающие о книгах люди выросли, они занимают руководящие посты и не понимают, что музеи, книги, искусство, образование - это крайне важно для здоровья общества. Меня радует, что руководители страны, относящиеся к более старшему поколению, понимают это и делают попытку восстановить культурный и образовательный уровень россиян. Достигнем ли мы вновь статуса читающей страны, большой вопрос. Но с чего-то надо начинать.

- И как этого можно достичь?

- Существует два ключевых момента. Во-первых, огромную роль играет семья, её ценности и традиции, которые ребёнок впитывает с детства. Когда он видит маму и папу с книжкой, когда в выходной день они не лежат на диване, а идут с ребёнком в театр, музей, библиотеку, тогда и в классе ребёнок выделяется среди учеников широким кругозором, ответственностью, жаждой знаний. Сегодня, к сожалению, таких единицы.

Так как я работаю в обычной районной школе, то вижу учеников из самых разных семей. Немало таких, где мама одна воспитывает ребёнка, работает допоздна, устаёт и не может уделять ему много времени. Здесь уже затрагивается другой огромный пласт - социальная политика, поддержка матерей-одиночек. Но пока мама на работе, школьник предоставлен сам себе - он сидит в Интернете.

Есть хорошо обеспеченные семьи. И это плюс. Но нередко в таких семьях родители тратят всё время на зарабатывание денег. В итоге ребёнок также один, без внимания и воспитания.

Перед глазами детей - социальные сети, статусы и полное отсутствие грамотности в них. Книги ведь не только помогают развиваться духовно, здесь работает зрительная память, человек запоминает новые слова, расширяет словарный запас. Современные технологии и так называемые гаджеты вызывают у подростков настоящую зависимость и деградацию. Не спорю, хорошую литературу можно читать и с планшета, но вопрос в том, читают ли её дети.

Второй момент - необходимость проведения реформ на государственном уровне. Возлагать миссию возрождения образования только на школьных учителей в корне неверно. Мы не сможем глобально изменить ситуацию. Необходим комплекс мер, направленных на популяризацию литературы, на пропаганду образованности. Это должно стать модным, знания должны быть в тренде.

Стандарты меняются

- В ближайшее время в нашем регионе произойдёт замена учебников. Говорят, это связано с федеральными стандартами второго поколения. Расскажите, что это за стандарты?

- Разница в подходе к самому процессу преподавания, стандарты требуют иного качества изложения материала. Если раньше учитель был носителем знаний, он имел основную функцию - передать эти знания, то согласно стандартам второго поколения учитель должен научить ребёнка учиться, т. е. не просто озвучивать информацию, а учить самостоятельно искать нужное правило или формулу, сопоставлять, анализировать, а также применять эти знания в реальной жизни.

В нашей начальной школе уже есть такая практика. Она приносит свои плоды - дети работают в группах, учатся слушать друг друга и совместно находить пути решения. Когда я попробовала провести такую работу в старших классах, результат был хуже. Это уже сформированные ребята, и сформированные по другим стандартам. Поэтому обучение по стандартам второго поколения вводится постепенно.

- К нововведениям необходимо будет адаптировать не только учеников, но и учителей?

- Безусловно, учителей это затронет, возможно, даже в большей степени. Для них уже создаются специальные курсы, проводятся открытые уроки, беседы, разрабатывается методический материал. В Новомосковске методисты уже давно говорят о важности и актуальности стандартов второго поколения. Возможно, именно эти новшества станут шагом к восстановлению стабильной и качественной системы образования.