Роспотребнадзор: Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату подлежит

Станислав ЛОМАКИН / АиФ-Тула

15 марта отмечаетя Всемирный день защиты прав потребителей. Накануне праздника начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова ответила на вопросы наших читателей.

Досье
Надежда Алексеевна Андрианова, начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тульской области. Родилась 26 мая в Туле. Окончила Одесский технологический институт пищевой промышленности. Почти 30 лет занимается защитой прав потребителей. Замужем, есть сын.
   
   

- Всемирный день защиты прав потребителей в этом году отмечается в 20-й раз. Каждый год наш праздник посвящается какой-то определённой проблеме. Нынче мы акцентируем внимание на защите прав абонентов мобильной связи.

- А что же в этой теме особенного? Купил услугу и пользуешься…

- Многие пользователи мобильных телефонов даже не подозревают, что оператор обязан предоставить им возможность круглосуточно и бесплатно вызвать экстренные службы, информировать абонентов о предоставляемых сервисах и услугах, а также о любых изменениях.

Вы заметили, что расходы на мобильную связь возросли, тарифы резко «подскочили», а вас об этом не уведомили? Смело пишите жалобу на вашего мобильного оператора.

- Наши читатели жалуются, что сторонние организации присылают им рекламу на телефон. Это нормально?

- Нет. Если вам на телефон приходят назойливые рекламные сообщения, а оператор заявляет, что не имеет к этому никакого отношения, - это тоже повод для жалобы. Никто не вправе навязывать вам дополнительные услуги, выдавая их за обязательные.

   
   

- На что туляки жалуются чаще всего и много ли тех, кто без вас обойтись не может?

- Больше всего недовольства вызывает качество товаров - 56% всех жалоб. Далее идут жалобы на качество жилищно-коммунальных услуг - 12%. Жалобы на бытовые и финансовые услуги занимают 9,7 и 9 процентов соответственно.

В прошлом году на нашу «горячую линию» позвонили больше шести с половиной тысяч туляков. В основном спорные ситуации нам удаётся решить в досудебном порядке, но в особо тяжёлых случаях обращаемся в суд. В 2013 году мы подали 79 исков и вернули людям за моральный и имущественный ущерб 13, 4 миллиона рублей.

Если вам оказаны не качественные услуги, вы всегда можете потребовать деньги назад. А чтобы сделать это быстро, надо знать свои права. Фото: АиФ / Станислав ЛОМАКИН

Вернуть или обменять?

- Очень часто недобросовестные продавцы прибегают к мошенническим схемам и пытаются выдать один товар за другой…

- Да, к нам обращались с такими проблемами. Как правило, продавцы просто не указывают необходимые сведения о технических характеристиках своего товара, степени его износа и т. д.

По инициативе нашего управления судом была прекращена деятельность тульского индивидуального предпринимателя, занимавшегося комиссионной продажей мобильных телефонов. Подержанные аппараты в его магазине выдавались за новые, а китайские подделки с лёгкой руки продавцов становились телефонами известной марки.

Если не хотите попасться на удочку мошенников, покупайте технику в крупных, проверенных магазинах и внимательно изучайте лицензии и сертификаты. Когда продавцу нечего скрывать, он предоставляет документацию по первому требованию.

При покупке смотрите не на привлекательный ценник, а на товар и организацию, которая его реализует.

- Что делать, если продавцам всё же удалось всучить некачественный продукт, а кассовый чек уже перекочевал в мусорное ведро?

- Товар можно вернуть. Если изъян был там изначально, а продавец не удосужился вам об этом сообщить, вы имеете право либо заменить товар на аналогичный, либо вернуть свои деньги. Это право закреплено в ст. 18 Федерального закона «О защите прав потребителей». А вот если чек не сохранился, придётся доказать факт покупки. И ваши слова о ней должны быть подтверждены свидетелями.

Акция - не зона беззакония

- Многие магазины наклеивают на уже расфасованный производителем товар со штрих-кодом свои ценники. Законно ли это?

- Это прямое нарушение прав потребителя. На пакетах с продовольственными товарами, расфасованными изготовителем, как правило, указывается точный вес товара и ставится заводской штрих-код. Продаваться такой товар может только по цене производителя, и любые другие ценники здесь недопустимы. Если вы видите на пакете с конфетами ценник магазина, знайте: продавцы пытаются получить дополнительный «навар» за счёт ущемления ваших прав.

- А как быть с многочисленными акциями и распродажами? Во многих магазинах можно встретить таблички: «На акционный товар гарантия не распространяется».

- Зачастую на распродажах и во время проведения акций перед глазами покупателя появляется информация:«Товар, купленный на распродаже, обмену и возврату не подлежит». Такое нарушение прав потребителей происходит при распродажах практически повсеместно. И люди, думая, что так и должно быть, не решаются сопротивляться и отстаивать свои права. Это абсолютно неправильно. Что такое распродажа? Это способ продать товар, который по более высокой цене уже не продаётся. Линия отношений «продавец - покупатель» здесь всё равно присутствует: продавец реализует свой товар, а покупатель его приобретает. И закон «О защите прав потребителей» в этой ситуации даёт покупателю абсолютно такие же права, как и при покупке товара по обычной цене. Потребитель так же может обменять некачественный товар, получить денежную компенсацию или воспользоваться гарантийным ремонтом. Другое дело, когда продавец снижает цену на товары с дефектами (царапинами, потёртостями). Если товар продаётся с уценкой, то её причины (дефекты, поломки, сведения о ремонте) должны быть перечислены на ценнике и на кассовом чеке. В этом случае товар по причине обозначенного брака в изделии обмену и возврату не подлежит. Но он может быть возвращён продавцу при обнаружении других, не обозначенных изъянов. Например, причина уценки - царапина на корпусе - не может служить основанием для возврата товара, а неработающий пульт у телевизора, не заявленный в качестве условия уценки, - законная и обоснованная причина для возврата или обмена.

- Одна из актуальных проблем сегодня - обман в сфере долевого строительства. Как с этим бороться?

- Если вы решили приобрести жильё в строящемся доме, советую обратить внимание на следующие моменты: в договоре купли-продажи обязательно должны быть прописаны чёткие сроки сдачи дома в эксплуатацию и предусмотрены санкции для компании-подрядчика. Например, каждый день просрочки стоит пять тысяч рублей. Следует учесть возможность выплаты неустойки со стороны подрядчика, если строительство затягивается. Все строительные работы должны приниматься специальной комиссией, в которую могут входить представители жильцов нового дома. Комиссия должна проверить качество постройки, работу всех инженерных коммуникаций и т. д.

Учтя все эти нюансы, вы сможете оградить себя от множества проблем, связанных с недобросовестными строителями, и вам не придётся ждать своё жильё годами, как это часто случалось в 90-е годы - на заре коммерческого жилищного строительства.

Банки шалят

- Недавно обанкротился банк «Первый Экспресс». На днях ЦБ отозвал лицензию ещё у трёх банков. Что делать вкладчикам в такой ситуации?

- Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай (в данном случае это отзыв лицензии), выплачивается вкладчику в размере 100% от суммы вкладов в банке, но не более 700 тысяч рублей (этот предел в дальнейшем может быть законодательно изменён).

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке и суммарный размер обязательств банка перед ним превышает сумму страховых выплат, возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам. Если вклад был размещён в иностранной валюте, сумма возмещения рассчитывается в рублях по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая.

Для получения компенсации надо обратиться в государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов».

- Много нарушений фиксируется в сфере финансовых услуг?

- За шесть лет мы проверили более 40 организаций, оказывающих финансовые услуги. Самые частые и серьёзные нарушения выявлялись в договорах кредитования и страхования. Это навязывание заёмщику страхования жизни и трудоспособности, взимание различных комиссий (за рассмотрение кредитной заявки, выдачу кредита, за открытие и обслуживание счёта). Нарушались права потребителей на получение полной и достоверной информации: о подлежащей выплате полной сумме кредита и графике погашения, о цене услуги подключения к программе страхования в рублях, о юридическом адресе на вывеске организации и другой важной информации.

Если вы решили воспользоваться услугами финансовых и страховых организаций (например, оформить страховку или взять денежный займ) - внимательно читайте договор и не стесняйтесь задавать вопросы специалистам. Вообще, мой вам совет - не бойтесь говорить с продавцами и задавать интересующие вопросы. Это не вы должны идти к ним на поклон, а продавцы должны «удержать» покупателя честностью, качественными товарами и добросовестностью.

Читайте нас в твиттере @aiftula