Тульский игумен Феогност: «Монастырь - не общага холостяков»

Недавно туляки отпраздновали Рождество Христово. Во всех храмах прошли праздничные богослужения. Накануне великого праздника мы пообщались с человеком, посвятившим свою жизнь Церкви, - игуменом тульского Богородичного Щегловского мужского монастыря отцом Феогностом.

   
   

- На прошлой неделе прошёл главный христианский праздник - Рождество Христово. Сложились ли в стенах монастыря какие-то особые традиции, связанные с этим днём?

Фото: Тульский удел Млекопитательницы

- Наш монастырь достаточно молодой, и выработать какие-то собственные традиции мы ещё попросту не успели. Но в соответствии с канонами Церкви, все миряне, монашествующие и священнослужители, соблюдают пост, в течение которого в храмах совершаются особые богослужения. Собственно в православии подготовка к любому церковному празднику сводится к посту и молитве. Пост - это не только воздержание от скоромной пищи. Это ещё и ограничение в каких-то чувственных удобствах и земных удовольствиях. Это своего рода испытание, которое должен пройти человек перед великим праздником.

- Вы сказали, что монастырь достаточно молод, но, насколько я знаю, его история начинается ещё в XIX веке…

- Да, это так. В XVI веке на северо-востоке Тулы находилась засека - оборонительный рубеж, защищавший город от набегов татар. Здесь же, неподалёку от засеки, проходила дорога на Венёв. На пересечении дороги и оборонительного рва были построены ворота, названные Щегловскими, - по фамилии стоявшего здесь дозором воеводы Щеглова. Вскоре это название прижилось, и вся засека стала именоваться Щегловской.

Богородичный Щегловский мужской монастырь был построен в середине XIX века на деньги купца третьей гильдии Василия Ивановича Макарухина. Место расположения будущего монастыря Василию Ивановичу указал его духовник, иеромонах Никандр.

Досье
Евгений Валерьевич АВДЕЕВ (игумен Феогност). Родился в 1974-м году в Алма-Ате (Казахстан). В 1994-м окончил Алма-Атинское духовное училище. В 1994-м году принял постриг и стал монахом. Был настоятелем в Алма-Ате. С 2003 года работает в Богородичном Щегловском мужском монастыре. Не женат, детей нет.
Василий Макарухин дал обет о построении монастыря перед иконой Божией Матери - Боголюбская  Пресвятая Богородица стала первой и главной заступницей и святой покровительницей монастыря. Первый камень будущего строительства заложили 20 мая 1860 года, а четыре года спустя был освящён главный храм будущей обители. Затем построили вторую церковь, а также больницу, аптеку и гостиницу для паломников. После Гражданской войны, в 1921 году, монастырь был закрыт, храмы и помещения его разграбили. В 1929 году в храме Богородицы Млекопитательницы произошёл пожар, здание было серьёзно повреждено. В разные годы в монастыре размещалась трудовая коммуна, общежитие для рабочих и даже детский летний лагерь. Во время Великой Отечественной войны подвалы храма использовались в качестве бомбоубежищ. И лишь в 1991 году монастырь был снова открыт для прихожан. С тех пор он постепенно восстанавливается - в некоторых помещениях ещё ведутся реставрационные работы.    
   

На передовой

- Насколько велика монастырская община?

- Братия обители немногочисленна на сегодняшний день - примерно 10 человек, включая наместника. Плюс послушники, число которых постоянно меняется. Дело в том, что монахами становятся не сразу. Прежде чем принять постриг, человек должен осознать, что он берёт на себя огромную ответственность. Для этого он сначала может пожить некоторое время в монастыре в качестве послушника. Многие думают, что монахи - это люди, отошедшие от мирских забот, - погрузились в какой-то свой внутренний мир и отгородились от всего. На самом деле это не так. Монах - это человек, который находится, говоря языком военных, на передовой. Здесь, в стенах обители, происходит каждодневная борьба с самим собой, со своими пороками, искушениями и соблазнами.

Далёкие от Церкви люди говорят, что в монастырь идут, чтобы обрести душевный покой и решить свои внутренние проблемы. Я с этим не согласен. Если человек не нашёл успокоения в мирской жизни, то и в монастыре он будет метаться как птица в клетке: от себя ведь не убежишь. Для того чтобы взять на себя крест монашества, нужно быть очень сильным человеком. Часто люди, ещё будучи послушниками, осознают, что эта ноша им не по силам, и уходят. Бывает, осознание приходит позднее - уже после принятия пострига. Тогда, к великой скорби Матери Церкви, этот несчастный человек возвращается иногда к мирской жизни, что является, без сомнения, тягчайшим согрешением. Тем не менее, хотя Церковь сожалеет и молится о таковых своих заблуждающихся чадах и всячески старается увещевать и предостеречь от подобных поступков, в монастырях не принято удерживать: здесь каждый делает свой выбор.

- Говорят, при постриге будущие монахи дают особые обеты?

- Да, их три: обет безбрачия, обет нестяжания и обет послушания. Безбрачие - оно же целомудрие - необходимо для того, чтобы монах не поддавался искушению и посвятил себя служению Церкви. Проще говоря, монах, принимая постриг, вверяет себя Богу и уже не принадлежит себе. Поэтому он даёт обет безбрачия.

Примерно того же требует и обет нестяжания - в современном мире много соблазнов: люди гонятся за материальными благами, за деньгами и забывают при этом о Боге. Монах, давая обет нестяжания, обязуется всегда помнить о Боге и Его нетленном богатстве.

И третий обет - послушание. Здесь попробую объяснить более подробно. Допустим, человек занимается каким-то видом спорта. Например гимнастикой. Сможет ли он стать чемпионом мира без хорошего тренера? Вряд ли. Ведь помимо серьёзной физической подготовки, следует учитывать множество факторов - режим дня, режим питания и так далее. Так же и в монашестве: если человек старается очистить себя от греха, помочь другим людям, без «тренера» не обойтись. Именно из-за этих трёх обетов многие послушники так и не становятся монахами: порой взрослому успешному человеку, со сформировавшимся вне Церкви и Бога мировоззрением, очень сложно перебороть себя и начать жить по тому, как учит Священное Писание.

Быть монахом - не такое простое дело. И монастырь - это не общежитие холостяков, а место, где люди каждый день преодолевают серьёзные душевные испытания, шествуя за Христом по пути спасения и к Небесному Царству.

Вера всегда спасала русских Фото: АиФ / Дмитрий КИСИЛЁВ

- А как Вы сами пришли к монашеству?

- Я родился и вырос в Казахстане, в Алма-Ате. Впервые в храм меня привела моя прабабушка, она была очень верующей женщиной. И когда после окончания школы, в 1992 году, мне пришлось выбирать, куда поступать, я выбрал местное духовное училище, которое благополучно окончил два года спустя. За год до окончания учёбы, в возрасте 20 лет, я принял постриг и получил монашеское имя Феогност, в честь преподобного ученика Феогноста - святого, который прославился как раз на Казахстанской земле, приняв мученическую смерть от рук большевиков в горах Заилийского Алатау. Пострижениесовершил архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский Алексий (ныне митрополит Тульский и Ефремовский). Через некоторое время мой духовный наставник - владыка Алексий был переведён в Тульскую епархию. За ним последовал и я. И вот уже больше 10 лет я служу в Щегловском монастыре.

Евангелие от Булгакова

К нашей беседе подключился иеродиакон Евлогий (Харитонов).

- Многие считают, что христианство - противоречивая религия. Насчитывается около 10 различных «евангелий», в каждом из которых по-разному изложена история жизни Христа. А вот, например, в исламе есть только одна священная книга - Коран…

- Для начала давайте разберёмся, о каких евангелиях идёт речь. Церковь признаёт только четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Всё остальное - неканонические писания, которые можно смело отнести к художественной литературе. В современном мире очень трудно найти по-настоящему достоверную информацию: многие стараются выдать собственные измышления за историческую правду. Дошло до того, что чуть ли не каждая книга, в которой упоминается Христос, считается религиозным трудом. Если на то пошло, «Мастер и Маргарита» - тоже своеобразное «евангелие от Булгакова». Или нашумевший в своё время роман Дэна Брауна «Код да Винчи», в котором затрагивается вопрос происхождения Чаши Христовой. Надо уметь отличать достоверные факты от вымысла.

- Что представляет собой церковь сегодня - оплот духовности или социальный институт?

- Мы делаем всё возможное, чтобы Русской православной церкви не отводилась роль только некоей социальной или благотворительной организации. Церковь должна заниматься прежде всеговрачеванием человеческих душ, наставлять народ Божий ко спасению, насаждать именно духовные ценности. К сожалению, истинные ценности сейчас пытаются заменить ценностями ложными - навязать людям грех под маской толерантности, уважения к другим культурам, что не может не вызывать серьёзной озабоченности со стороны Церкви. Пропаганда гомосексуализма, суррогатное материнство, аборты, эвтаназия - все эти крайне опасные социальные процессы, которые настойчиво пытаются насадить в современном обществе, Церковь однозначно осуждает и порицает. Православная церковь продолжает стоять на тех основах, которые она восприняла от своего Главы и Основателя - Господа нашего Иисуса Христа.

Однако, осуждая эти антихристианские явления, Церковь при этом не осуждает людей, впавших в подобного рода согрешения, старается наставить их на путь покаяния и спасения.

- Сегодня наша страна переживает не лучшие времена. Может ли церковь чем-то ей помочь?

- Безусловно, главной надеждой и опорой в трудное время для православного человека всегда была вера. Но это не значит, что решение всех проблем следует искать в церкви. Многое зависит и от государства. На мой взгляд, наша власть должна быть честнее по отношению к своим гражданам. Все наши проблемы зачастую возникают из-за того, что мы не хотим просто сесть и честно поговорить друг с другом, ничего не тая и не скрывая. Если есть проблема - расскажи о ней и помоги найти решение. И не надо перекладывать ответственность за своё бездействие на других. Как говорится, оставим Богу - Божие, а кесарю - кесарево.