«Откуда в лесу жертвенник?» Тульский режиссёр снимает мини-сериал

«Перешагнув через внутренние страхи, с 2017-го года просто начал писать истории, а затем — участвовать в конкурсах». © / Роман Червинин / Из личного архивa

В начале сентября в Щегловской засеке очевидцы туляки обнаружили жуткую находку — окровавленный жертвенник. На всеобщее удивление тульский режиссёр-любитель Роман Червинин ответил, что это — декорация к мистическому мини-сериалу «Отродье».

   
   

Сомневался, но перешагнул через страх

Полина Зубакова, tula.aif.ru: Роман, как вообще у Вас появилась тяга к режиссуре?

Роман Червинин: Желание показать миру интересные сюжеты зародилось ещё в детстве, но вместе с ним — были и сомнения: «А стоит ли этим заниматься? А будет ли это кому-то нужно?»

Повзрослев, я понял, что хочу творить для себя, в первую очередь. Я бы сравнил это с глотком свежего воздуха. Перешагнув через внутренние страхи, с 2017-го года просто начал писать истории, а затем — участвовать в конкурсах. После 2021-го года почувствовал, что пора собирать команду и творить не только пером, но и камерой.

— Мы с Вами знакомы ещё с прошлого года. Видели Ваши работы в школе киноискусства...

— Вы, наверное, имеете ввиду третий сезон «Ру-кино» в творческом кластере «Октава»? Да, когда-то я там обучался. Помню, как мы общались с профессионалами в очной и дистанционной формах. Писали и защищали сценарий под присмотром опытного руководителя.

После теории перешли к практике — к съёмкам короткометражек. Поделившись на группы, участники решали, кто из них будет актёром, кинокомпозитором, оператором, монтажёром, продюсером, режиссёром и сценаристом. Некоторые из них брали на себя аж две роли. Определившись с обязанностями, мы приступили к работе над темами, которые зацепили бы современного зрителя. Собирали реквизит, искали подходящие локации, подбирали для съёмочного процесса наиболее удобное время.

Ребята, в основном, затрагивали социальные вопросы: любовные отношения, поиск своего места в жизни и помощь тем, кто оказался в безвыходной ситуации.

   
   

— Помню, на «Ру-кино» Вы показали сразу два фильма.

— Да, это были «Мать» и «Пламя». Оба фильма — триллеры, снятые в лесах Тульской области.

Если «Пламя» рассказывает о равнодушии к чужой беде, то первая картина наполнена мистической атмосферой. Мама героев просит развеять её прах далеко-далеко там, откуда она родом. Герои собираются в поход для выполнения этой просьбы и теряются в лесу, попутно натыкаясь на жуткие явления. В процессе похода герои вспоминают свою маму и сказку про лесную Мать Хранительницу, которую она повторяла им в детстве. Не дойдя до места, герои развеиваются вместе с прахом, так как их мама была некоей ведьмой, поклоняющейся Лесной Матери.

Постер к фильму «Мать». Фото: Из личного архивa/ Роман Червинин

Вообще, «Мать» стала первым в истории киношколы короткометражным фильмом ужасов, и наша дружная команда работала над ним с огромным удовольствием. Именно из этой серии и «Отродье», к съёмкам которого мы приступили в этом году. В феврале мысль созрела, а к лету — начала претворяться в жизнь.

Тяга к ужасам и фантастике

— Расскажите, какими режиссёрами Вы вдохновляетесь?

У меня нет любимых режиссёров. Скорее, я вдохновляюсь фильмами, так как у одного и того же творца могут быть как шедевры, так и картины-«однодневки». Больше всего меня привлекают работы Ридли Скотта из Великобритании. Именно его творчество побудило меня снимать фильмы с элементами фантастики и ужасов. «Чужой» для меня эталон, и я хочу достигнуть такого же высокого уровня.

— А что Вы думаете по поводу российского кинематографа?

— Российскому кинематографу, на мой взгляд, пока есть куда стремиться. У нас много крутых проектов вроде фильма-катастрофы «Мира» и «Спутника» 2020-го года, но всё равно чувствуется какая-то фальшь в плане драматургии. Обидно, что высокие рейтинги у нас получают низкопробные картины. Большинство режиссёров в погоне за прибылью ориентируются на незамысловатые запросы зрителя, забывая о том, что кино — великое искусство.

Из соотечественников мне сейчас очень нравятся Тимур Бекмамбетов с «Ночным Дозором» и Фёдор Бондарчук — сын выдающегося советского кинорежиссёра Сергея Бондарчука. Они всё время экспериментируют и пробуют что-то новое. Не боятся совершать ошибки и учиться на них.

Ночные съёмки с актёрами-любителями

— Расскажите о мини-сериале «Отродье». Что это за кинокартина?

— Короткометражный сценарий был написан то ли для конкурса, то ли просто для души. Точно уже не вспомню. Но не в этом суть. Главное, что я наконец-то добрался до истории о светлой, милой девушке, которой придётся пройти ради любви через непростые испытания.

Хрупкую Машу, которую сыграет тулячка Христина Пыхова, находят в лесу. Она не помнит ничего. Ничего, кроме одного лишь лица молодого человека. Кто он? Что он делал в том лесу вместе с ней и зачем оставил ей на память шрам на все лицо? Эти вопросы будоражат сознание героини и ради ответа на них она готова пойти на всё.

«Непросто оказалось отснять стартовую сцену в лесу. Для главной актрисы — Христины Пыховой — это первый опыт участия в съёмках кино».
Девушка встретит на своём пути сурового опера Петра, уставшего от людей и от самой жизни, утратившего веру во что-то светлое. Ей будет помогать добрая и понимающая психиатр Ирина, которая станет героине родным человеком. Но самое главное, судьба столкнёт её с ним — единственным, чьё лицо она помнит. И Маша полюбит его всем сердцем. Её желание разобраться в себе, сжигает её изнутри. А цель — докопаться до правды — приведёт девушку к драматической развязке.

Этот мистический сценарий о добре и зле долго пылился на полке. До тех пор, пока в январе этого года мне не написал один знакомый продюсер-любитель и не предложил отправить на конкурс для кинорежиссёров одну свою работу. Это мотивировало меня перелистать свои труды и подумать, как показать зрителю «Отродье».

— И как организовываются съёмки?

— Съёмки проходят на выходных. Например, в начале августа мы сняли аж три сцены для первой серии.

В первую очередь, нужно разбираться с локациями: искать наиболее подходящие для сюжета места, договариваться при необходимости с владельцами помещений об организации съёмочной площадки. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Кроме того, нужно суметь собрать людей в одно время и в одном месте. Благо, проблем с этим пока не возникает. Несмотря на то, что у каждого из участников разные планы и рабочие графики.

Съёмки начальной сцены проходили в ночном лесу. Фото: Фото из личного архива/ Роман Червинин

Главная сложность — в психологической составляющей. Непросто оказалось отснять стартовую сцену в лесу. Для главной актрисы — Христины Пыховой — это первый опыт участия в съёмках кино. Задача усложнилась ещё тем, что она снималась обнажённой, ночью, в лесу, лёжа на холодной мокрой земле и находясь в окружении съёмочной группы. Но съёмка прошла удачно, благодаря отважной работе Христины и остальных участников.

В создании сериала мне помогает моя коллега по работе, Дарья Семенченко. Огромное ей спасибо за то, что помогает привести творческую «кухню» в порядок.

— Насколько знаю, Вы набирали непрофессиональных актёров...

— Верно. Наши актёры — любители, которым нравится работа с камерой, временные перевоплощения, погружение в иной мир... Это люди, которые в жизни работают инженерами, менеджерами по продажам, преподавателями или ещё даже учатся...

Это те, кто получает удовольствие от возможности показать свой талант. А профессионал — прежде всего тот, кто получает за свой труд деньги.

— Кто ещё, помимо актёров, помогает Вам творить?

— Участники нашей команды насколько горят проектом, что зачастую сочетают в себе несколько функций. Например, исполнительница главной роли также ведет нашу официальную группу Вконтакте.

А исполнитель роли оперуполномоченного Петра Степанова — Ярослав Тихомиров — также является режиссером по работе с актёрами и очень сильно помогает с организацией и поиском всего необходимого.

Но это могут быть и просто люди со стороны. Например, нам потребовалось помещение, из которого можно было бы сделать кабинет психолога. В итоге нам помогли сотрудники кафе «Суп с котом». В здании нашлась локация, в которой нам удалось заснять сцену для первой, «пилотной» серии.

— Какие ещё локации вам приходилось искать? Судя по названию, кадры обещают быть жутковатыми...

— Помещение, похожее на допросную. С голубыми стенами, плакатами с предостережениями «Берегитесь террористов», узкими коридорами. Лес, где была найдена главная героиня. Выбрали для этого Щегловскую засеку с её зарослями, ямами и глухими дорогами. Это всё в рамках первой серии.

Также в ближайшие месяцы планируем выбраться за пределы региона. Присмотрели в интернете заброшенную деревеньку, расположенную в Тверской области. Планируем снять там сцену с жителями-отшельниками, поклоняющимися лишь им известному божеству.

Что будет дальше — покажет время.

Впечатления участников

Дарья Семенченко: Мы познакомились с Романом во время собеседования. Я являюсь руководитель дизайнерской группы, и мне нужен был менеджер, который помог бы вести её. Во время знакомства он и рассказал мне о своём главном хобби.

На тот момент я ничем особо не увлекалась, и, когда услышала о съёмках фильмов, поняла, что хочу своими глазами увидеть работу этот творческий процесс. Стала активно читать статьи на эту тему, постепенно входя во вкус.

«Работы настолько много, что забываешь думать о масштабах и лишний раз пугаться».
Сначала Рома предложил мне должность помощника режиссёра. Эта должность (её также коротко называют «хлопушка») предполагает участие непосредственно в съемочном процессе: фиксировать все дубли в монтажных листах и записывать комментарии режиссера, оператора, звукооператора. С начала года я начала вести группу по мини-сериалу и искать способы по её продвижению. Постепенно я погрузилась во все процессы подготовки к съемкам, и Роман предложил мне стать вторым режиссёром «Отродья».

Если честно, я была в шоке от предложения Ромы и сомневалась в своей готовности к этой ответственной роли. Но работы настолько много, что забываешь думать о масштабах и лишний раз пугаться.

Александр Сушкин: Я играю на сцене уже не первый год. Всё начиналось с мюзиклов, а теперь — пришло время попробовать себя и в драматических вещах... всё это раскрепощает и позволяет отвлечься от повседневной суеты.

До встречи с Романом в кино участвовал всего один раз. Снимался в качестве массовки в фильме «Батя», посвящённом легендарному командующему ВДВ, Герою Советского Союза Василию Филипповичу Маргелову.

Сняться же в тульском мини-сериале мне предложил хороший знакомый — Ярослав Тихомиров, преподающий в Туле курсы актёрского мастерства. Он играет там оперуполномоченного уголовного розыска Петра Степанова. Я решил про себя: «Почему бы и нет?»

Для роли дачника необходимо было уметь водить автомобиль. Фото: Из личного архива/ Роман Червинин

Сначала я должен был сыграть доктора, но во время работ над сценами с его участием я был не в городе. Тем не менее, я продолжил предлагать свою кандидатуру: позвонил Ярославу ещё раз. Он сказал, что в сценарии есть роль дачника, но для этого нужно уметь водить автомобиль. Я с удовольствием согласился, пришёл на съёмочную площадку в Щегловской засеке.

Точно помню, что съёмки длились с 22.00 до 5.00. То есть, домой вернулся только утром. Всё потому, что приходилось много раз переснимать одну и ту же сцену. То камера трясётся, то реплики случайно забудутся.

Теперь киносъёмки мне не кажутся проще игры в театре.